Выбрать страницу
Обложка DVD фильма Чужой в России
Жанр научная фантастика
ужасы
триллер
Режиссёр Ридли Скотт
Продюсер Гордон Кэрролл
Дэвид Гайлер
Уолтер Хилл
Автор
сценария
Дэн О’Бэннон
Рональд Шусетт
В главных
ролях
Том Скерритт
Сигурни Уивер
Джон Хёрт
Яфет Котто
Вероника Картрайт
Иэн Холм
Гарри Дин Стэнтон
Оператор Дерек Ванлинт
Композитор Джерри Голдсмит.
Кинокомпания 20th Century Fox
Brandywine Productions
Длительность Театральная версия:
117 мин.
Режиссёрская версия (2003):
116 мин.
Бюджет 11 млн долл.
Сборы 104 931 801 долл.
Страна Flag of the United States.svg США
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
Язык английский
Год 1979
Следующий фильм Чужие
IMDb ID 0078748
Официальный сайт

Чужой

«Чужой» (англ. Alien) — научно-фантастический фильм ужасов режиссёра Ридли Скотта. Название отсылает к главному антагонисту фильма — Чужому, чрезвычайно агрессивному инопланетному существу, которое выслеживает и убивает экипаж космического корабля. Премьера фильма в США состоялась 25 мая 1979 года.

Фильм получил ряд наград, среди которых премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, «Сатурн» за «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучшую режиссёрскую работу», «Лучшую второстепенную женскую роль» и премию «Хьюго» за лучшую постановку, а также большое число других наград и номинаций.

«Чужой» послужил началом серии фильмов, главную роль в которых играла Сигурни Уивер, и других произведений: книг, компьютерных игр, комиксов и игрушек, а также началом серии «пересечения вымыслов» — «Чужой против Хищника», в рамках которой было выпущено два фильма и большое число комиксов и видеоигр.

Слоганы фильма:

  • «В космосе никто не услышит твоего крика»
  • «Слово предостережения»
  • «Это Чужой, восьмой пассажир»

Сюжет

Далёкое будущее. Космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз — обогатительный комплекс, предназначенный для переработки двадцати миллионов тонн руды. Ввиду значительной продолжительности полёта команда погружена в анабиоз, судно ведёт автопилот. Когда автоматика «Ностромо» пробуждает команду корабля, экипаж поначалу полагает, что рейс окончен и корабль находится в Солнечной системе. Однако команда вскоре узнаёт, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки возле неисследованной планеты LV-426. Компьютер корабля «Мать» прервал рейс, обнаружив исходящий с этой планеты постоянно повторяющийся радиосигнал неизвестного, но, вероятно, разумного происхождения — предположительно просьбу о помощи. Команда, в соответствии с основными инструкциями, обязана найти и исследовать источник сигнала. Экипаж отстыковывает основной корабль от груза, оставив тот на орбите, и спускается на поверхность планеты. К источнику сигнала отправляются капитан Даллас, его помощник Кейн и штурман Ламберт. Они обнаруживают колоссальную конструкцию, оказавшуюся потерпевшим крушение инопланетным звездолётом. Войдя внутрь, экспедиционная партия теряет связь с «Ностромо» и не имеет возможности узнать о том, что бортовой компьютер частично расшифровал загадочный сигнал, и выяснил, что это не просьба о помощи, а предупреждение об опасности. На корабле астронавты находят труп пилота-инопланетянина, погибшего в своём кресле, с разорванной изнутри грудной клеткой. Исследуя корабль, Кейн спускается в его трюмные отсеки, где обнаруживает непонятные кожистые объекты, похожие на яйца. От прикосновения Кейна одно из яиц раскрывается, и из него выпрыгивает лицехват. Он прожигает дыру в шлеме скафандра Кейна, присасывается к его лицу и, как обнаруживается впоследствии, вводит через рот Кейна эмбрион грудолома. Даллас и Ламберт относят находящегося в бессознательном состоянии Кейна к челноку, на мостике которого дежурит Рипли. Узнав, что Кейн поражён неизвестным биологическим организмом, Рипли, как офицер безопасности, отказывается пустить группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине, не подчиняясь даже приказу капитана Далласа. Однако офицер-исследователь Эш игнорирует решение Рипли и в нарушение правил вручную открывает шлюз, чтобы впустить команду. После этого Эш и Даллас проводят первичное исследование и выясняют, что инопланетный организм удерживает Кейна в состоянии комы. Снять организм не представляется возможным — он прочно держится за кожу лица и шею, а при попытке отрезать конечность инопланетного «паука» выясняется, что его кровь, соединяясь с воздухом, образует молекулярную кислоту, которая прожигает внутренние перекрытия корабля на два уровня.

Ещё до старта «Ностромо» с LV-426 Эш обнаруживает, что лицехват покинул голову Кейна и умер. С согласия капитана Далласа он решает сохранить труп существа, несмотря на негодование Рипли. После успешного старта с планеты и отправления «Ностромо» с грузом в сторону Земли Кейн приходит в себя, и экипаж готовится вновь лечь в криокамеры, но во время обеда у Кейна начинаются конвульсии, он опрокидывается на стол, и из его тела, разрывая грудную клетку, выбирается грудолом, который быстро скрывается в глубине отсеков. После похорон Кейна, тело которого выбрасывается в открытый космос, Даллас и другие члены экипажа, вооружившись детектором движения, отправляются на поиски существа. Однако обнаруженный ими источник движения оказывается корабельным котом Джонсом. Чтобы больше не отвлекаться на создаваемый котом сигнал, Паркер приказывает Бретту поймать животное и посадить в клетку. Однако команда буксира не знает, что за это время грудолом (небольшое червеподобное существо) сбросил кожу и вырос во взрослую особь, которая теперь крупнее и сильнее человека. Чужой нападает на отделившегося от группы Бретта и утаскивает его в воздуховод. Даллас решает отправиться с огнемётом в вентиляционную систему буксира, чтобы загнать Чужого к шлюзу и выкинуть в космос. Он также попадается монстру, неправильно поняв указания товарищей, которые детектором движения засекли приближающегося к нему Чужого. После гибели Далласа командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли, которая обнаруживает, что компьютер имеет секретные инструкции — «специальный приказ № 937», требующий изменить курс «Ностромо», исследовать новую форму жизни и доставить образцы на Землю; выживание команды при этом не является приоритетной задачей. После этого на неё неожиданно нападает Эш, который оказывается андроидом: его программа также требует доставки инопланетянина на Землю. Пришедшие на помощь Рипли Паркер и Ламберт выводят обезумевшего Эша из строя. Рипли, активировав мозг повреждённого андроида, пытается получить у него какую-либо информацию, которая могла бы помочь. Однако, по мнению Эша, у остатков экипажа нет никаких шансов выстоять против «совершенного организма», имеющего кислоту вместо крови и способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях. Далее Рипли, Ламберт и Паркер решают запустить процедуру самоуничтожения корабля и улететь на спасательном челноке «Нарцисс», хотя там всего две криокамеры. Пока Ламберт и Паркер переносят в челнок необходимые приборы и припасы, Рипли отправляется в рубку, чтобы найти кота Джонса, которого она не хочет бросать на звездолёте. За это время Чужой убивает Ламберт и Паркера, и оставшаяся в одиночестве Рипли запускает процедуру, но обнаруживает, что Чужой преграждает ей путь к челноку. Рипли пытается прервать процедуру, но упускает срок возможности отмены, и вновь пытается пробраться в челнок — на этот раз успешно. Челнок успевает удалиться на безопасное расстояние от «Ностромо» до того, как корабль взрывается.

Готовясь к погружению в анабиоз и успев положить в криокамеру кота, Рипли внезапно обнаруживает, что Чужой тоже проник в челнок перед его отстыковкой и спрятался среди его системы трубопроводов. Ей удаётся надеть скафандр, выгнать Чужого из его укрытия и открыть шлюз челнока, чтобы монстра вытянуло за борт. Но Чужой успевает зацепиться обеими лапами за проём шлюза, и Рипли стреляет в него из гарпунного ружья, которое затем отпускает и пытается закрыть шлюз, но ружьё цепляется за порог и Чужой повисает на тросе. Тогда Рипли запускает двигатели и отбрасывает его реактивной струёй в открытый космос. Рипли надиктовывает рассказ о случившемся на борту «Ностромо» (сообщая, что по её подсчётам она достигнет границы обитаемых миров через шесть недель и если ей повезёт, сигнал челнока будет засечён) и ложится в анабиозную камеру.

Производство

Предыстория

Изучая кинематографию в Университете Южной Калифорнии, Дэн О’Бэннон совместно с режиссёром Джоном Карпентером и художником Роном Коббом принял участие в работе над фантастической комедией «Тёмная звезда». В фильме фигурировал «пришелец», сделанный из раскрашенного волейбольного мяча, и этот опыт придал О’Бэннону желания «создать пришельца, который выглядел бы как живой». Через несколько лет он начал работать над аналогичной историей, но с уклоном в сторону фильма ужасов: «Я знал, что хотел снять фильм ужасов, где действие разворачивалось бы на космическом корабле с небольшим экипажем», — вспоминал он позднее, — «как в „Тёмной звезде“, только не комедию, а фильм ужасов». Тем временем, начинающий автор Рональд Шусетт, впечатлённый «Тёмной звездой», обратился к О’Бэннону с предложением о сотрудничестве, и они договорились о совместной работе над своими проектами. Шусетт хотел попробовать свои силы в кинематографе и купил права на экранизацию рассказа Филипа К. Дика «Мы вам всё припомним». Теперь он искал соратника, который помог бы ему написать на его основе сценарий для полнометражного фильма. Они быстро нашли общий язык, и О`Бэннон начал работать над адаптацией рассказа Дика, которая спустя много лет превратилась в кинофильм «Вспомнить всё». В то же время он поделился с Шусеттом своей давней идеей о фильме про астронавтов, высадившихся на неизведанную планету и столкнувшихся там с враждебной формой жизни. О’Бэннон хорошо представлял себе первый акт фильма, но не знал, в каком направлении двигать сюжет дальше. Шусетт предложил О’Бэннону использовать одну из своих идей — о гремлинах, населивших самолёт «Б-17» в ходе Второй мировой войны, с поправкой на космическую направленность — для второй части истории.

Они решили начать с идеи О’Бэннона, поскольку посчитали её более дешёвой в реализации. О’Бэннон написал 29 страниц сценария под названием «Память», который должен был послужить первым актом будущего фильма: просыпающийся экипаж астронавтов обнаруживает, что их полёт был прерван из-за сигнала, полученного со странного планетоида. В ходе его исследования их корабль выходит из строя. Однако в то время О’Бэннон ещё не имел чёткого представления о том, каким будет инопланетный антагонист. Но вскоре ему позвонил режиссёр Алехандро Ходоровский, на которого «Тёмная звезда» произвела впечатление, и он пригласил О’Бэннона заниматься спецэффектами и дорабатывать сценарий к своей экранизации «Дюны». О’Бэннон принял предложение и отправился в Париж, где и провёл следующие 6 месяцев. Там он познакомился с такими художниками как Крис Фосс, Жан Жиро и Гансом Рудольфом Гигером, чьи работы произвели на него весьма сильное впечатление. О’Бэннона впечатлили обложки Фосса для книг научной фантастики, а работы Гигера он нашёл «выводящими из равновесия»: «Его картины произвели на меня глубокое впечатление. Я никогда раньше не видел ничего более жуткого и в то же время прекрасного, чем его работы. Так что я написал сценарий про монстра Гигера». Затем случилось непредвиденное — экранизация «Дюны» была отменена, и О’Бэннону пришлось вернуться в Штаты без гроша в кармане. У него не было машины, ему нечем было платить за жильё, он впал в тяжёлую депрессию и вдобавок переживал мучительные боли в животе. Чтобы не ночевать на улице ему пришлось попросить Рональда Шусетта на время приютить его. Шусетт сам жил в далеко не самых роскошных апартаментах и потому он смог предоставить в распоряжение О’Бэннона только диван. О’Бэннон как мог перебивался случайными заработками (вроде небольшой подработки над спецэффектами «Звёздных войн») и его единственным выходом из этой тяжёлой ситуации было в кратчайшие сроки написать и продать сценарий. В итоге, выбор пал на историю с неизведанной планетой и пришельцем, потому как он казался намного более простым и бюджетным проектом, нежели «Вспомнить всё».

Сценарий

Обновлённый проект получил рабочее название «Звёздная тварь» (англ. Star Beast), однако оно не удовлетворяло О’Бэннона, который переименовал его в «Чужой», обнаружив, насколько часто это слово встречается в сценарии. Ему и Шусетту понравилась простота нового названия и его двойной смысл (в английском языке это слово является одновременно как существительным, так и прилагательным). Шусетт предложил идею инопланетного эмбриона, вживлённого в одного из членов экипажа и в дальнейшем вырывающегося из него, посчитав это интересным сюжетным поворотом, позволяющим инопланетянину проникнуть на борт корабля.

При написании сценария О’Бэннон черпал вдохновение из множества предыдущих произведений в жанре научной фантастики и ужасов. Позже он говорил «Я не крал „Чужого“ у кого-то, я украл его у всех сразу». Многие критики предполагают, что основная идея фильма проистекает из романа «Путешествие „Космической гончей“» (англ.) (1950) Альфреда ван Вогта (составленного из 4 ранних повестей) — в «Чёрном разрушителе» (1939) инопланетянин проникает на корабль и охотится на членов экипажа, а в «Раздоре в алом» (1939) он же имплантирует свои яйца в желудки членов экипажа, парализуя их, а детёныши после вылупления должны прогрызть выход из тела. Ван Вогт подал в суд на 20th Century Fox, что закончилось досудебным соглашением с выплатой ему гонорара (в размере 50000 долларов, по некоторым сообщениям). Фильм «Нечто из иного мира» (1951) подал идею о людях, преследуемых несущим смерть инопланетянином в замкнутом пространстве. Картина «Запретная планета» (1956) дала О’Бэннону идею корабля, получившего предупреждение об опасности приземления; на корабле, не внявшем предупреждению, членов экипажа одного за другим убивает загадочное существо. В фильме «Планета вампиров» (1965) содержится сцена, в которой герои обнаруживают гигантский скелет инопланетянина — это нашло отражение в сцене обнаружения командой «Ностромо» тела инопланетянина на потерпевшем крушение корабле. О’Бэннон также отметил влияние рассказа Клиффорда Саймака «Свалка» (1953), в котором экипаж приземляется на астероид и обнаруживает контейнер с яйцами. Он также упоминает о влиянии рассказа «Странные отношения» Филиппа Хосе Фармера (1960), в котором описываются способы инопланетного воспроизводства, а также различные комиксы, в которых монстры прогрызают себе путь наружу сквозь человеческую плоть. Только идея с кислотой вместо крови была оригинальной — О’Бэннон никак не мог придумать причину того, почему же герои не смогут использовать против Чужого огнестрельное оружие, и Рон Кообб, который в тот момент уже делал эскизы к фильму, предложил ему идею кислоты. Таким образом, хотя у героев в фильме и было оружие (Кейн в вырезанном эпизоде держит некое подобие пистолета; актёры позируют на промофотографиях с некими футуристическими устройствами в качестве огнестрельного оружия), но они просто не могли его использовать, чтобы не уничтожить корабль. Также многие источники отмечают разительное сходство «Чужого» с фильмом 1958 года «Оно! Ужас из космоса».

Изначальный вариант

В 2087 году космический корабль «Снарк» с экипажем из 6 человек возвращается на Землю, когда возле звёздной системы Дзета Сетки его компьютер перехватывает инопланетный сигнал, после чего будит находящуюся в анабиозе команду из шести человек: Исполнительный офицер Мартин Роби (Рипли), капитан Чэз Стэндарт (Даллас), навигатор Делл Броссард (Кейн), коммуникатор Сэнди Мелконис (Ламберт), инженер-горнодобытчик Клив Хантер (Паркер), техник Джей Фауст (Бретт).

В сценарии была приписка что все персонажи унисекс, и их могут играть как мужчины так и женщины. Однако, по замыслу О’Бэннона главный герой был только мужчиной.

Проанализировав сигнал, команда устанавливает что он исходит с небольшого планетоида, диаметром 120 километров. «Снарк» садится на поверхность скалы (по сценарию, корабль мог менять свою конфигурацию чтобы осуществлять полёты в атмосфере), затем экипаж отправляется в поисках источника сигнала. Им оказывается заброшенный много десятилетий назад инопланетный корабль грибообразной формы, изъеденный изнутри кислотой. Внутри корабля земляне находят скелет огромного пришельца (чей череп они заберут с собой), нацарапанный на приборной панели знак в виде треугольника, пустую кожаную «урну» и автоматический механизм, являющийся источником сигнала. Астронавты возвращаются на «Снарк», чтобы обсудить увиденное. В этот момент пылевая буря на поверхности планетоида ненадолго стихает и экипаж замечает вдали небольшую каменную пирамиду. Решив, что нацарапанный пришельцем треугольник означает что этот объект имел для него какую-то особую важность, Стэндарт, Мелконис и Броссард отправляются к нему на разведку. В это время, Роби, наконец, расшифровывает сигнал, который оказывается предупреждением. Но к этому моменту буря вспыхивает с новой силой, делая невозможной всякую радиосвязь. Дойдя до пирамиды, герои взбираются на неё и обнаруживают сверху отверстие. Любопытный Броссард спускается вниз (под пирамидой находится нечто вроде пещеры), обнаруживает что атмосфера внутри сооружения богата кислородом и снимает маску, чтобы получше все разглядеть. Пещера оказывается неким древним религиозным сооружением, построенным примитивной местной цивилизацией, которая судя по всему давно исчезла. Внутри расположены статуи осьминогоподобных созданий, а на размещённых на стенах фресках нарисованы пиктограммы, а также состоящий из 4-х стадий жизненный цикл некоего существа. Но Броссард не успевает как следует рассмотреть их, ибо его внимание привлекает постамент, на котором выставлены кожаные урны, аналогичные той, что была найдена в корабле пришельцев. Когда он подходит поближе, на его лицо прыгает паразит.

Броссарда возвращают на корабль. Роби отказывается его впускать, но капитан отдаёт приказ, и ему приходится подчиниться (после этого между ними возникнет небольшая потасовка). Паразита пытаются срезать. Выясняется, что у него кислотная кровь. Через некоторое время он спадает сам, но исследовать его тело не удаётся, потому как мёртвое существо стремительно разлагается. Его приходится выкинуть за борт, пока кислота не разъела весь корпус. После этого «Снарк», наконец, стартует с поверхности планеты, Броссард приходит в себя, и перед тем как лечь в криосон, экипаж решает поесть. Во время трапезы из Броссарда вылезает паразит. Выбросив тело Броссарда в космос, команда решает изловить и выкинуть за борт пришельца. Ситуация осложняется тем, что ресурсы корабля ограничены (предполагалось, что почти все время полёта экипаж проведет в анабиозе) и кислорода хватит всего на неделю. Команда разбивается на две группы — пока отряд Роби пытается выловить корабельного кота, чтобы тот не мешал поискам, капитан Стэндарт обнаруживает пришельца, который подрос и теперь похож на червя с ногами и щупальцами, в пищевом отсеке и закрывает его там. После этого команда начинает закачивать внутрь ядовитый газ, но монстр, который успел съесть почти все запасы пищи, взламывает решётку и прячется в вентиляции. Поскольку оттуда есть всего один выход, капитан предлагает новый план — Хантер, на которого падает жребий, ползёт по вентиляции и с помощью огнемёта гонит пришельца, другие ждут у выхода с сетью. Хантеру удаётся выгнать Чужого прямо к другому выходу, но к тому моменту обнаруживается, что он успел ещё вырасти. Чужой убивает Мелкониса и утаскивает его тело. Пока шокированные астронавты ещё раз изучают фотографии иероглифов, сделанные в пещере, чтобы понять, чего ещё ждать от монстра, Фауст отправляется на склад, чтобы заправить огнемёт, и неожиданно видит Чужого, который сидит в шлюзе и доедает ногу Мелкониса. Фауст рассказывает по рации об увиденном Стэндарту, и тот решает открыть шлюз, но Чужой проявляет мгновенную реакцию и выпрыгивает из отсека, при этом сбивая с ног Фауста, который падает аккурат на порог шлюза, в результате чего его расплющивает дверью. Из-за того, что дверь не закрылась до конца, начинается разгерметизация. Оставшиеся члены экипажа с трудом изолируют отсек. Теперь в живых остаётся всего трое человек, а воздуха у них всего на 6 часов. Роби предлагает взорвать корабль и спастись на шлюпке, но остальные не соглашаются — на шлюпке всего одна криокамера и нет сверхсветовых двигателей, потому полёт до Земли займет несколько сотен лет.

Стэндарт предлагает загрузить шлюпку взрывчаткой, загнать туда Чужого, используя кого-то в качестве приманки, и затем взорвать её. Жребий падает на Роби, который теперь должен находиться на шлюпке, проследить что Чужой попал внутрь, после чего успеть выскочить из неё до того, как закроются створки шлюза. Пока команда собирает взрывчатку, он внезапно слышит громкий стук откуда-то сверху. Оказывается это тело Броссарда, которое было притянуто гравитацией звездолёта, запуталось в наружном оборудовании и теперь бьётся о наблюдательный купол корабля. Когда всё готово, Стэндарт и Хантер идут за Чужим, но монстр нападает на астронавтов из укрытия, хватает Хантера и удерживая его перед собой в качестве щита, начинает поедать. Не в силах выдержать это зрелище, Стэндарт стреляет из огнемёта и убивает Хантера. Роби, услышав крики по радио, покидает шлюпку и бежит на помощь. Через некоторое время он находит логово Чужого с замурованным в кокон Стэндартом. Рядом покоится кокон с останками Мелкониса, который уже практически превратился в спору, из которой скоро вылупится новый паразит. Стэндарт умоляет убить его, что Роби и делает. Забрав кота, череп пришельца и 10 килограмм какого-то ценного минерала, Роби отключает систему охлаждения двигателей, что неминуемо приведёт к уничтожению звездолёта. Он бежит к спасательной шлюпке и обнаруживает, что там его поджидает Чужой. Роби запирает пришельца, затем снова возвращается в двигательный отсек и пробует включить систему охлаждения, но уже слишком поздно, ядро реактора уже начало плавиться и до взрыва осталось менее трёх минут. Роби опять возвращается к шлюпке и обнаруживает, что её двери открыты. Чужого в шлюпке не видно, а времени на детальный осмотр уже нет. Роби улетает на шлюпке после чего наблюдает за тем, как термоядерный взрыв поглощает «Снарк». Далее Роби обнаруживает, что Чужой всё-таки спрятался в шлюпке, надевает скафандр, и, произнеся «Try a little of this, you fucking bastard», Роби пробивает Чужого гарпуном и одновременно открывает шлюз. Потоком воздуха Чужого высасывает наружу, но при этом он умудряется зацепиться за ногу Роби. Тот дотягивается до панели управления и закрывает шлюз, зажимая одно из щупалец Чужого, после чего включает двигатели, которые наконец сжигают монстра. В последней сцене Роби надиктовывает сообщение, в котором сообщает, что примерно через 250 лет шлюпка достигнет границы обитаемых миров, и если ему немного повезёт, то сигнал с его корабля засекут. Он смотрит на череп пришельца и затем вместе с котом ложится в криокапсулу. В последнем кадре показывают дрейфующую посредине космоса шлюпку, к днищу которой прикреплён стручок споры.

Когда сценарий был завершён примерно на 85 %, О’Бэннон и Шуссет 5 августа 1976 года зарегистрировали свой сценарий в Гильдии сценаристов и начали предлагать его нескольким студиям, позиционируя его как «„Челюсти“ в космосе». После ряда переговоров, студия Роджера Кормана заинтересовалась сценарием и выразила готовность не только купить его, но и выделить 750 000 долларов на постановку ленты. О’Бэннон планировал лично заняться режиссурой, а Шасетт должен был спродюсировать картину. Они уже были готовы заключить соглашение, когда другой режиссёр и их друг Марк Хаггард предложил им помощь в поиске более выгодного предложения, и передал сценарий Уолтеру Хиллу, Дэвиду Гайлеру и Гордону Кэрроллу, которые незадолго до этого основали производственную компанию «Брендивайн», связанную с 20th Century Fox. Заручившись согласием президента 20th Century Fox Алана Лэдда-мл., Хилл и Гайлер заключили сделку с О’Бэнноном и Шуссетом.

Версия Гайлера и Хилла

Хилл и Гайлер остались недовольны сценарием и внесли в него множество правок и изменений. В первую очередь, правки коснулись персонажей, которых, по словам О’Бэннона, Хилл буквально возненавидел — так персонажи получили имена Рипли, Кейн и т. д., а сама Рипли стала женщиной. Затем Гайлер и Хилл начали избавляться от некоторых других фантастических элементов — инопланетного звездолёта, описания планеты, на которую садились астронавты, а также упоминания звезды Дзеты Сетки (вместо этого, действие происходило в некой «Пятой галактике»). В то же время, Хилли и Гайлер увеличили численность экипажа до семи человек, добавив шпиона-андроида, который работал на неназванную Компанию. Так в фильме появился социальный подтекст, по сути определивший в каком направлении будут развиваться сиквелы. И хотя О’Бэннон считал, что эти обновления не привнесли ничего полезного в сюжет и разрушали выстраиваемую им атмосферу саспенса, Рональд Шусетт оценил этот вклад Гайлера и Хилла.

Экипаж космического корабля «Ностромо» (аллюзия на одноимённый роман Джозефа Конрада), который перевозит метан, получает сигнал SOS и садится на некой неизвестной планете в «Пятой галактике». На её поверхности астронавты обнаруживают заброшенный земной звездолёт, испещренный изнутри выстрелами от лазеров. В кресле управления находится скелет человека, которого герои быстро нарекают Космическим Жокеем. Останки других членов экипажа найти не удаётся. Когда стихает пылевая буря, астронавты замечают неподалёку 100 метровый цилиндр красного цвета, который, как выясняется, построен людьми. Астронавты взбираются на верхушку цилиндра, после чего Кейн спускается через проём вниз сооружения, находит там яйца, и вскоре на него прыгает лицехват. На этом расхождения с оригинальным вариантом почти заканчивались и далее сценарий отличался только конкретными деталями как в отношении первоисточника, так и последующего фильма например: чужой способен к мгновенной регенерации, и ему не страшен огонь (Даллас в сцене своей гибели пытался сжечь Чужого из огнемёта), нападает на Бретта когда он находится в составе группы, а не идёт в одиночку искать кота, проникает в пищевое хранилище, происходит после того, как он убивает Бретта, Эш называет Чужого термином «Encephalopod», между Рипли и Далласом была сцена секса, попытка выбросить Чужого из шлюза проваливается, потому что Эш включает сирену, которая пугает Чужого, и тот вовремя выскакивает из шлюза, Даллас подозревает Эша в том, что он саботирует их попытки избавиться от Чужого, после уничтожения Эша, Рипли больше не пробует включить его, чтобы узнать ответы, Рипли выясняет, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой — опытный экземпляр наступательного биологического оружия. Хилл в сценарии не приводил никаких объяснений насчёт того, откуда взялись яйца (были ли они найдены на той планете, или же Чужих создали учёные полигона), куда делся весь персонал с полигона, почему Чужих разводили в цилиндре и зачем Чужого пытались доставить на Землю путём заражения;

Такая переделка сценария создала напряжённость между создателями сценария и Хиллом с Гайлером, которые не имели достаточного опыта работы с научно-фантастическими фильмами. Согласно Шуссету, «они были не слишком-то успешны в его улучшении — или даже в не ухудшении». По мнению О’Бэннона, они пытались исключить его из списка авторов сценария и вписать туда себя. Однако Хилл и Гайлер добавили в сценарий новые элементы — включая андроида Эша, которого О’Бэннон считал избыточным ответвлением сюжета, а Шусетт, напротив, позднее охарактеризовал как «одну из лучших деталей фильма… это была их идея и их сценарий». В конечном итоге Хилл и Гайлер перебрали восемь черновиков сценария, в основном концентрируясь на истории андроида Эша, но в то же время стараясь сделать диалоги более естественными и сокращая некоторые сцены, происходящие на инопланетном астероиде.

Несмотря на многочисленные переписывания сценария, компания 20th Century Fox не была убеждена в необходимости финансирования очередного научно-фантастического фильма. Однако после успеха «Звёздных войн» в 1977 году интерес студии к научно-фантастическому жанру значительно возрос. Кэрролл вспоминал: «Когда „Звёздные войны“, выйдя, стали настоящим хитом, жанр научной фантастики неожиданно стал очень ходовым». О’Бэннон вспоминал, что «они хотели „проскочить“ вслед за „Звёздными войнами“, и проскочить быстро, а единственным сценарием с космическим кораблём на их столе был „Чужой“». «Чужой» получил зелёный свет от киностудии и стартовый бюджет в 4,2 миллиона долларов.

Окончательный вариант

После того, как режиссёром фильма был выбран Ридли Скотт, О’Бэннон сработался с ним (хотя позже во время съёмок поругался) и показал ему свой изначальный вариант сценария. Скотту понравилась идея инопланетного звездолёта и, после основательных доработок и сведения вместе всех идей, летом 1978 года, перед началом съёмок, был представлен новый сценарий, который и лёг в основу картины, однако, от самого фильма он тоже отличался.

Так на корабле пришельцев не было никаких мёртвых инопланетян — только пустое яйцо Чужого и автоматический механизм, который все эти годы передавал сигнал (Даллас отключал механизм). Ридли Скотт сумел настоять на создании декорации Космического Жокея. А по пути к кораблю астронавты останавливались под скалой странной формы, чтобы переждать бурю. Когда они уходили, зрителю, глазами Эша, показывали, что это 5-метровый окаменевший пришелец. Сохранилось несколько внесъёмочных фотографий этой сцены, но снимали её или нет, неизвестно. Сцена секса между Рипли и Далласом присутствовала в этом варианте, но её так и не сняли, хотя экранный тест Сигурни Уивер включал этот эпизод (роль Далласа в нём исполнил Рей Хассет). Была сцена, где труп Кейна бился об иллюминатор отсека, в котором Эш в начале фильма следит за продвижением Ламберт, Далласа и Кейна. По сюжету, Рипли приходила туда перед тем, как пойти к «Матери», потому что ей нужен был код доступа к компьютеру, который был только у Эша. Увидев тело Кейна, Рипли убегала из отсека. Сцену так и не сняли. Расширенный монолог Эша, который был восхищён Чужим. Он объяснял что Компания засекла инопланетный сигнал и давно расшифровала его. Когда-то пришельцы тоже приземлились на этой планете, нашли на ней яйца, один из них, подобно Кейну, заразился, после чего Чужой убил всех членов экипажа. Перед отключением Эш высказывал предположение, что Чужой может быть разумным, и предлагал Рипли и остальным установить с ним контакт. Когда Рипли спрашивала, пытался ли он сам это сделать, Эш отвечал: «Пусть некоторые мои секреты умрут вместе со мной». Ламберт предлагала перестать бороться и покончить с собой с помощью яда. Сцена смерти самой Ламберт имела шесть вариантов, ни один из которых так и не был использован (вариант смерти из изначального сценария, когда Ламберт была ещё Сэнди Мелконисом (Чужой выкручивал ему голову); Паркер выстреливал в Чужого из огнемёта, но задевал Ламберт и она сгорала; когда Рипли находила Далласа в коконе, то он говорил ей, что Чужой притащил сюда Ламберт и съел её; Ламберт погибала так же, как Новорождённый в фильме «Чужой: Воскрешение»; Ламберт пряталась в шкафчике и умерла от страха). Альтернативный вариант, когда Рипли видит Чужого на подходе к челноку. Она видит на полу коридора некий предмет в форме коробки, который оказывается скрючившимся Чужим. У этой сцены тоже есть внесъёмочные фотографии, но была ли она снята, осталось неизвестно. Финальная схватка Чужого и Рипли на спасательном челноке была близка к начальной версии О’Бэннона, но, в итоге, попала под бюджетные сокращения.

Версия, что сначала Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал передавать на Землю сообщение её голосом, является, фактически, мифом. Скотт действительно во время съёмок высказал вслух мысль о подобном финале, но никто из членов съёмочной группы не поддержал эту идею, и поэтому такой финал в расчёт больше не брался.

По завершении съёмок О’Бэннон получил письмо от студии о том, что в титрах фильма авторами сценария будут указаны Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл. О’Бэннон пошёл на принцип и подал на арбитраж Гильдии Сценаристов. По словам О’Бэннона, над заявлением на арбитраж он работал более усердно, чем, собственно, над самим сценарием «Чужого». В итоге, он выиграл разбирательство и по решению Гильдии был заявлен в титрах фильма как единственный автор «Чужого». Но проблема с авторскими правами на этом не закончилась — в течение нескольких лет Уолтер Хилл раздавал интервью, в которых утверждал что именно он является автором сюжета, а О’Бэннон, по сути, украл у него сценарий. Тогда О’Бэннон пригрозил подать на Хилла в суд, после чего он больше не распространялся на эту тему. Ещё один конфликт возник в 1981 году, когда некий Джек Хаммер попытался подать на О’Бэннона в суд, утверждая что тот украл его сценарий. Ему снова удалось отстоять своё имя, доказав, что он написал свой сценарий на полгода раньше, чем Хаммер.

Подбор актёров

Кинопробы на роли в фильме проходили в Нью-Йорке и Лондоне. Поскольку в фильме принимало участие всего семь персонажей, Скотт стремился собрать сильную актёрскую команду, что позволило бы ему сосредоточиться на работе над визуальным восприятием фильма. Он пригласил Мари Селвей, ранее работавшую с ним над фильмом «Дуэлянты», возглавить подбор актёров в Великобритании, в то время как Мэри Голдберг занималась кастингом в США. При разработке истории О’Бэннонсосредоточился в первую очередь на Чужом, отложив проработку персонажей на будущее. Он и Шассет выписали все роли мужскими, особо отметив, что «все члены команды полностью равнозначны, так что любая роль может быть сделана как мужской, так и женской». Это дало Скотту, Селвей и Голдберг возможность интерпретировать персонажей и подбирать актёров по своему желанию. Они хотели, чтобы команда «Ностромо» напоминала простых космических рабочих в правдоподобной обстановке — «дальнобойщиков космоса». По словам Скотта, такая концепция была отчасти вдохновлена «Звёздными войнами», отклонившимися от изображения безоблачного мира будущего, типичного для фантастических фильмов того времени.

  • Сигурни Уивер в роли Рипли, уорент-офицера «Ностромо». Решение сделать главного героя женщиной приняли Гайлер и Хилл, посчитавшие, что это поможет фильму выделиться среди прочих фильмов этого жанра, в которых главные роли играли преимущественно мужчины. Изначально на эту роль хотели взять известную актрису, но пример вышедших раннее «Звёздных войн» показал, что фильм может сделать большую кассу даже задействуя совсем неизвестных актёров. Кандидатура Уивер была предложена Мэри Голдберг, которая заодно предложила и кандидатуру Мерил Стрип, но поскольку незадолго до этого у неё умер муж и актриса находилась в трауре, то продюсеры сделали выбор в пользу Уивер. Уивер, хотя она имела гораздо больший опыт работы на Бродвее, чем в кино, на кинопробах произвела впечатление на Скотта, Гайлера и Хилла. Она пробовалась на роль одной из последних, поэтому большая часть её кинопробы проходила непосредственно в студии в ходе монтажа декораций. Роль Рипли стала первой главной ролью Уивер в кино и принесла ей номинацию на премию «Сатурн» за лучшую женскую роль, а также премию BAFTA в номинации «самый многообещающий новичок в главной роли».
  • Том Скерритт в роли Далласа, капитана «Ностромо». Изначально Скерритт отклонил сделанное ему на ранней стадии проекта предложение, поскольку режиссёр картины ещё не был определён, а фильм имел чересчур низкий бюджет. Позднее, когда на пост режиссёра был назначен Ридли Скотт, а бюджет удвоен, Скерритт дал своё согласие.
  • Яфет Котто в роли Паркера, бортинженера. Чернокожий американец, Котто был выбран для придания экипажу «Ностромо» международного характера. Сценарий был предложен Котто на волне его успеха в фильме «Живи и дай умереть», однако окончательное предложение роли потребовало некоторого времени на переговоры с его агентом.
  • Джон Хёрт в роли Кейна, офицера безопасности, в которого внедряется эмбрион Чужого. Скотт изначально планировал Хёрта на эту роль, но во время съёмок «Чужого» тот должен был участвовать в другом проекте в Южной Африке, поэтому роль Кейна была отдана Джону Финчу. Однако в первый же съёмочный день Финч серьёзно захворал; врачи поставили ему диагноз: острый диабет, осложнённый бронхитом. К этому времени Хёрт уже был в Лондоне, так как его южноафриканский проект не сложился, и смог оперативно заменить Финча. За эту роль Хёрт был выдвинут на премию BAFTA в номинации «Лучший актёр второго плана».
  • Иэн Холм в роли Эша, офицера по науке, который оказывается андроидом, имеющим приказ доставить Чужого корпорации-владельцу «Ностромо». Холм, который к 1979 году снялся уже в двадцати фильмах, был самым опытным актёром из всей группы.
  • Гарри Дин Стэнтон в роли техника Бретта. На кинопробе первыми словами Стэнтона, обращёнными к Скотту, были «Не люблю научную фантастику и фильмы про монстров». Эта фраза позабавила Скотта, но он всё же убедил Стэнтона взяться за роль, уверив того, что «Чужой» ближе к триллеру наподобие «Десяти негритят».
  • Вероника Картрайт в роли Ламберт, штурмана «Ностромо». У Картрайт уже был опыт съёмок в фильмах ужасов и фантастических картинах — в частности, она снималась в фильме «Птицы» и «Вторжение похитителей тел». Изначально её утвердили на роль Рипли, но по прибытию в Лондон на примерку костюма она узнала о том, что ей предназначена роль Ламберт. Ей не понравилась эмоциональная слабость персонажа, но всё же она согласилась на эту роль: «Они убедили меня в том, что я буду олицетворять страх аудитории, что я буду отражением их чувств». За свою работу в этом фильме Картрайт получила премию «Сатурн» в номинации «лучшая женская роль второго плана».
  • Боладжи Бадеджо в роли Чужого. Нигерийский масай и студент-дизайнер был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привёл его к Ридли Скотту. Скотт счёл, что Бадеджо с его ростом 218 см сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Однако у Бадеджо обнаружилась боязнь высоты и поэтому был изготовлен костюм меньшего размера, который в ряде сцен по очереди надевали каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл.
  • Элен Хортон — голос «Мамы», бортового компьютера «Ностромо».

Чтобы помочь актёрам в работе над их ролями, Скотт написал истории для каждого из персонажей, объясняющие их происхождение. Он снимал их репетиции, для того чтобы поймать в кадре удачные импровизации и заснять напряжённость в отношениях между некоторыми актёрами, для того чтобы переложить это впоследствии на персонажей фильма.

Кинокритик Роджер Эберт отметил, что актёры в «Чужом» были старше, чем в других фильмах этого жанра того времени, что помогло сделать персонажей более убедительными. Ни один из актёров не был молод. Тому Скерритту, сыгравшему капитана, было 46, Хёрту — 39, но он выглядел старше, Холму было 48, Стэнтону было 53, Котто — 42 и только Картрайт было 29, а Уивер 30 лет. Многие из фильмов того времени имели молодых героев, которых приходилось делать старше для рекламных постеров, но с актёрами «Чужого» в этом не было необходимости, ведь задумка авторов звучала как: это не авантюристы, а рабочие, нанятые для доставки 20 миллионов тонн руды на Землю. Дополнительный эффект реализма достигался за счёт того, что зрители видели в героях самих себя, обычных работяг, с их повседневными заботами на фоне мира будущего.

Съёмки

Съёмки начались 5 июля 1978. Основная часть съёмок, в которых были задействованы актёры, прошла в Великобритании на студии «Shepperton». Съёмки моделей и миниатюр прошли на студии «Bray». Когда встал вопрос об облике Чужого, О’Бэннон показал Скотту альбом Гигера «Necronomicon». Рисунки поразили режиссёра и он нанял швейцарца для создания облика пришельца, но в итоге Гигер перевыполнил изначальный план, и занимался также дизайном инопланетного космического корабля, Лицехвата, яиц (их ему пришлось перерисовывать, потому что на изначальных эскизах их верхушки напоминали женские половые органы) и Космического Жокея. Первый набросок Чужого Гигер сделал сразу после предложения поучаствовать, а поскольку это происходило в кафе, то единственной бумагой, попавшейся в руки, оказалась салфетка. Для изготовления лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп, так как планировалось изобразить Чужого с глазами (Гигер даже сделал эскизы, где Чужой имеет гигантские гуманоидные глаза), но так тот смотрелся не очень убедительно и поэтому Чужому оставили первоначальный облик. Была также идея сделать костюм Чужого прозрачным, чтобы показать его скелет и кровеносную систему. От этой идеи пришлось отказаться, потому что на практике задача по созданию такого костюма оказалась трудновыполнимой. Для крупных планов, где Чужой двигает челюстью, итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди создал аниматронную голову Чужого, которую после каждого дубля приходилось перекрашивать, потому что слизь разъедала краску.

Сцена, в которой Чужой вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях (только Джон Хёрт знал её концепцию). Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно произвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль. Для сцены, где Паркер сносит Эшу голову, был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, и когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. Для сцены, когда голова Эша стоит на столе, собирались использовать всё ту же аниматронную голову, но её мимика смотрелась такой неестественной, что в итоге в столе проделали дыру, куда актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову. В каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока вместо крови.

Модели корабля «Ностромо» были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяты из сборных наборов бомбардировщиков и танков Второй Мировой войны, из различных пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA, также было использовано 200 наборов для создания американских космических шаттлов и 20 наборов TIE-истребителей и столько же наборов с моделями R2-D2 из «Звёздных войн». Эти самые 200 наборов от шаттла использовали для создания двигателя «Ностромо» (использованы топливные баки), который появляется на несколько секунд в конце фильма. Всего было сделано три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлёта от завода и приземления на планетоид (около 4 метров в длину — для крупных планов). Единственной деталью корабля, которая была построена в натуральную величину, была посадочная опора, которую показывают крупным планом во время приземления «Ностромо» на планету (позже эту опору использовали для декорации ниши для посадочной опоры, где Чужой нападает на Бретта, и где Рипли позже находит кокон с Далласом), но чтобы показать её совсем гигантской, в сцене, где Даллас, Ламберт и Кейн проходят мимо опоры, были засняты трое детей (двое из них были сыновья Скотта Джейк и Люк) в уменьшенных копиях скафандров. Их же снимали и в некоторых сценах с Космическим Жокеем, чтобы также создать впечатление гигантских пространств. Между тем, костюмы скафандров были очень неудобными — Джон Хёрт страдал клаустрофобией, и поэтому на площадке постоянно дежурила медсестра с кислородным баллоном.

По неизвестным причинам в роли Джонси вместо одного снималось четыре одинаковых кота. Сцена, в которой кот сначала выходит навстречу персонажу Гарри Дина Стэнтона, а потом начинает шипеть, видя Чужого за спиной человека, снималась с участием собаки, которую сначала закрыли от кошачьих глаз, а потом неожиданно убрали загородку.

Вырезанные сцены

Скотт отснял достаточно много материала, который в итоге не вошёл в фильм (черновая версия длилась свыше трёх часов). Но большую его часть составили моменты, которые были мало пригодны для фильма — разные дубли (а Скотт любил делать их в большом количестве), обрывки диалогов, разные ракурсы Чужого, в которых он был все же больше похож на человека в костюме. Несколько моментов были вырезаны из-за возрастного рейтинга. В 2003 году на DVD вышла версия, содержащая половину вырезанных сцен, которых не было в прокатной версии. Продолжительность режиссёрской версии составляет 1 час 55 минут 41 секунду, прокатной — 1 час 56 минут 32 секунды. Между тем, сам Ридли Скотт режиссёрской версией считает первоначально смонтированный в 1979 году вариант в 192 минуты, который не сохранился. Издание 2003 года было перемонтировано из прокатной версии с учётом случайно найденных на студии фрагментов, ранее не вошедших в фильм.

  • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит (включена и в дополнительные материалы, но звук таинственного сигнала в обеих версиях сильно различается).
  • Кейн достаёт пистолет, прежде чем наклониться к яйцу.
  • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
  • После того, как Чужой утаскивает Бретта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь (на диске с дополнительными материалами эта сцена является прямой частью предыдущей альтернативной смерти Бретта, где Чужой сдавливает ему голову — сцена снята одним планом и кадр с Джонси отсутствует).
  • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Бреттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта (на диске с дополнительными материалами есть другой вариант, отличающийся немного монтажом и звуковыми эффектами).

Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:

  • диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером;
  • сцена исследования корабля Жокеев;
  • разговор Рипли с Далласом об Эше;
  • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа;
  • первоначальные поиски Чужого;
  • поиски Чужого в вентиляции;
  • получение Рипли доступа к «Матери»;
  • подготовка Эша к допросу;
  • вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.

Представлены отдельно

Сцены, представленные в дополнительных материалах к фильму на лазерном диске, специальном DVD-издании и некоторых видео-выпусках:

  • В самом начале фильма одним планом демонстрировался внешний дизайн буксира (кадр присутствовал только в специальных видео-выпусках и больше не издавался).
  • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшими туда остальными членами команды. Были отсняты только кадры с самим Джон Хёртом.
  • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
  • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
  • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
  • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля. Сцена является частью другой вырезанной сцены, где происходит стычка между Ламберт и Рипли.
  • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
  • Разговор между Паркером и Бреттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
  • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Бретт уходят делать электрошокер.
  • Сцена смерти Бретта имела несколько вариантов:
    • В сценарии Чужой просовывал между ног Бретта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе-адаптации, выпущенном «Heavy Metal».
    • Рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь (сцена не вошла в фильм из-за цензуры).
  • Чужой, покачиваясь на цепях в нише для посадочной опоры, плавно спрыгивает вниз, прежде чем напасть на Бретта.
  • Перед тем, как отправиться разговаривать с «Матерью», Рипли спрашивает у Ламберт, спала ли она с Эшем.
  • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш (были сняты лишь сцены на мостике, где Рипли и Ламберт слышат голос Паркера из передатчика, который заметил Чужого рядом со шлюзом, кадры с самим Чужим сняты не были).
  • Была идея показать фронтально Чужого, когда он двигается по коридорам «Ностромо», и поэтому было снято несколько экранных тестов, в которых Боладжи Бадеджо, надев маску Чужого, ходил с соответствующей мимикой по декорациям (тесты показали, что Чужой в таких сценах смотрится не слишком убедительно).
  • После того, как Ламберт замечает Чужого, тот ползёт к ней по полу на манер краба, а затем встаёт в полный рост. Сцена была вырезана по той же причине, по которой было решено не показывать фронтально Чужого.
  • Дополнительные кадры смерти Паркера. После того, как Чужой отшвыривает его в сторону, были сняты кадры, как Паркер врезается в стену и разбивает трубы парового отопления (это объясняло, почему, когда Рипли находит тела его и Ламберт, там вовсю хлещет пар). Чужой затем переворачивает его (Паркер падает на живот), поднимает за голову над полом и сдавливает её. Дублёром Яфета Котто в этой сцене выступил Клайв Кёртис, который в фильме «Чужие» был дублёром Рикко Росса.

Ридлиграммы

Ридлиграммы (Ridley-grams) — поэпизодная раскладка фильма, выполненная Ридли Скоттом. Делая её, он придумал сцены, которых не было в сценарии. Часть из них, однако, не была снята.

  • Пробуждение — сцену пробуждения Кейна в начале фильма Скотт хотел начать крупным планом ноздри Кейна сквозь покрытый инеем колпак криокапсулы.
  • «Мыши» — по коридорам «Ностромо» летали маленькие ремонтные роботы, которые Скотт в ридлиграммах называл «Мыши».
  • Антенна — внешний экстерьер «Ностромо» имел большую тарелку-антенну, которая должна была раскрываться, как цветок (наподобие люков в воздуховодах).
  • Шлем Кейна — шлем Кейна снимал по кусочкам медицинский модуль с помощью хитроумных инструментов.
  • Похороны Кейна — два члена экипажа надевают свои скафандры и выталкивают Кейна в открытый космос. Остальные члены экипажа наблюдают за этим всем через монитор. Для Джона Хёрта был даже изготовлен специальный саван.
  • Смерть Бретта — Чужой вырывал сердце из груди Бретта. Нашедшие его труп астронавты вспоминали аналогичную дыру в теле Космического Жокея.
  • Ремонт — Паркер и Бретт выходят в космос для ремонта корпуса «Ностромо». Скотт предложил эту идею для того, чтобы зрители смогли лучше представить размеры корабля. Рон Кобб даже спроектировал дизайн небольшого транспортного средства, на котором астронавты должны были перемещаться вдоль корпуса «Ностромо». Сцену пришлось убрать по бюджетным причинам.

Адаптации

Книги

Спустя месяц в июне 1979 года Алан Дин Фостер выпустил роман, основанный на фильме. Роман был написан по окончательному варианту сценария, но именно сценария, а не фильма, поэтому в ней присутствовали сцены и эпизоды, которые не попали даже в расширенную версию. Космический Жокей в тексте отсутствует (хотя упоминается в последующей новеллизации «Чужие»), сцен секса между Рипли и Далласом и трупа Кейна у иллюминатора тоже в новеллизации нет. Помимо этого новеллизация использовала альтернативные сюжетные ходы и сцены, но сюжетная хронология в целом не была нарушена.

В 1993 году Марина Наумова и Глеб Киреев под одиночным псевдонимом «Алекс Ривендж» выпустили свою новеллизацию по фильму. В роман не были включены пропущенные сцены, частично были изменены имена персонажей (и даже части их биографий), и добавлено множество нововведений, не имеющих отношения к фильмам. Кроме того, ими же придумана альтернативная четвёртая часть саги «Чужой-4:Контакт» (так как к тому времени она ещё не была снята), в которой Рипли попадает в мир Чужих.

Игры

В конце 1980-х — начале 1990-х было выпущено несколько игр по мотивам фильма для игровых приставок «NES» и «SEGA Saturn».К вышедшей в октябре 2014 года видеоигре «Alien: Isolation» (survival-horror от первого лица) было создано дополнение под названием «Crew Expendable», повествующее о событиях на «Ностромо» после смерти Кейна. Игрок может управлять Рипли, Далласом или Паркером.

Приквел

В 2012 году режиссёр Ридли Скотт снял своеобразный приквел «Прометей» (сам Скотт подчёркивал, что «Прометей» не является прямым приквелом «Чужого»), который концентрирует сюжет на Космических жокеях и на отдельных сюжетных деталях, своеобразно раскрывающие появление Чужих как вида.

Награды и номинации

Премия Категория Номинанты Результат
Оскар Лучшая работа художника-постановщика Майкл Сеймур, Лесли Дилли, Роджер Кристиан и Иэн Уиттакер Номинация
Лучшие визуальные эффекты Ганс Гигер, Карло Рамбальди, Брайан Джонсон, Ник Алдер и Дени Айлинг Победа
British Academy Film Awards Лучшая музыка к фильму Джерри Голдсмит Номинация
Лучший дизайн костюмов Джон Молло Номинация
Лучший монтаж Терри Роулингс Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Майкл Сеймур Победа
Лучшая мужская роль второго плана Джон Хёрт Номинация
Лучший звук Деррик Литер, Джим Шилдс и Билл Роу Победа
Most Promising Newcomer to Leading Film Role Сигурни Уивер Номинация
Британское сообщество кинематографистов Лучшая операторская работа Дерек Ванлинт Номинация
Золотой глобус Лучшая музыка к фильму Джерри Голдсмит Номинация
Грэмми Лучший альбом, являющийся саундтреком к фильму, телевидению или другому визуальному представлению Джерри Голдсмит Номинация
Хьюго Лучшая постановка Победа
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне Лучшая операторская работа и спецэффекты Победа
Сатурн Лучший научно-фантастический фильм Победа
Лучшая актриса Сигурни Уивер Номинация
Лучшая режиссура Ридли Скотт Победа
Лучший сценарий Дэн О’Бэннон Номинация
Лучшая киноактриса второго плана Вероника Картрайт Победа
Лучший грим Пэт Хэй Номинация
Лучшие спецэффекты Брайан Джонсон и Ник Алдер Номинация

В 2002 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов США.