Выбрать страницу
Обложка DVD фильма Чужие в России
Жанр фантастика, боевик, ужасы
Режиссёр Джеймс Кэмерон
Продюсер Гордон Кэрролл
Дэвид Гилер
Уолтер Хилл
Гэйл Энн Хёрд
Автор
сценария
Джеймс Кэмерон
Дэвид Гилер
Уолтер Хилл
В главных
ролях
Сигурни Уивер
Майкл Бин
Лэнс Хенриксен
Кэрри Хенн
Оператор Адриан Биддл
Композитор Джеймс Хорнер
Кинокомпания Brandywine Productions
SLM Production Group
Twentieth Century Fox
Длительность 137 мин. (театральная версия)
154 мин. (расширенная версия)
Бюджет 18,5 млн долларов
Сборы 131 млн долларов
Страна Flag of the United States.svg США
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
Язык английский
Год 1986
Предыдущий фильм Чужой (1979)
Следующий фильм Чужой 3 (1992)
IMDb ID 0090605
Официальный сайт

Чужие (фильм, 1986)

«Чужи́е» (англ. Aliens, 1986) — научно-фантастический боевик режиссёра Джеймса Кэмерона, второй из серии кинофильмов о Чужом и третий в режиссёрской карьере Кэмерона. Входит в «классическую» тетралогию. Фильм регулярно фигурирует в списках наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра. Картина заняла 95 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb. Премьера состоялась одновременно в США и Канаде 18 июля 1986 года. Главную роль в картине исполнила Сигурни Уивер.

Сюжет

Спасательный челнок «Нарцисс» с погружённой в анабиоз Эллен Рипли сбивается с курса и попадает на замкнутую орбиту, где только спустя 57 лет её подбирает поисковая команда. Компания «Вэйланд-Ютани» начинает разбирательство по поводу истории Рипли о том, что причиной подрыва космического тягача «Ностромо» и гибели экипажа стал Чужой. Но, очевидно, рейс «Ностромо» тогда, 57 лет назад, был засекречен, и нынешнее руководство компании о нём ничего не знает. В результате Рипли обвиняют в превышении должностных обязанностей и отзывают её лицензию пилота. Когда Рипли спрашивает, почему бы просто не послать на планету LV-426 в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки экспедицию, чтобы проверить её показания, руководство компании шокирует её, заявляя, что в этом нет необходимости: на Ахероне (нынешнее название LV-426) они давно основали рабочую колонию «Надежда Хадли», чьи жители, по их словам, не сталкивались ни с какими существами.

Спустя месяц к Рипли, которая живёт на орбитальной станции «Гэйтуэй», работая водителем погрузчика, приходят один из руководителей компании Картер Бёрк и лейтенант Горман, которые сообщают, что с «Надеждой Хадли» потеряна связь. Они предлагают Рипли отправиться на планету в качестве консультанта вместе с десантниками для выяснения причин. Если она согласится, то компания восстановит Рипли в звании офицера. Рипли отказывается, главным образом из-за того, что она всё ещё уверена, что компания хочет заполучить Чужого для исследований. Однако после небольшого раздумья она, страдающая от ночных кошмаров и осознающая, что ей нечего терять, соглашается, взяв слово с Бёрка, что компания не будет стараться заполучить Чужого. Оказавшись на борту военного корабля «Сулако» Рипли пытается рассказать десантникам о Чужом, но те не особо ей верят и лишь посмеиваются.

После прибытия к Ахерону «Сулако» остаётся на орбите, а десантники спускаются вниз на челноке и обнаруживают, что все колонисты исчезли. Колония относительно цела, но повсюду видны следы борьбы и огромные дыры от кислоты в перекрытиях. В лаборатории колонии они находят колбы с Лицехватами, два из которых ещё живы. Судя по записям в журнале, Лицехватов пытались удалить до того, как они успели отложить эмбрионы в людей, которые скончались во время операций. Также десантники находят единственного выжившего — маленькую девочку Ребекку Джорден по прозвищу Ньют, которая всё это время пряталась в вентиляции. Вскоре десантники определяют местоположение остальных колонистов — судя по сигналам личных датчиков, они находятся в одном из подземных помещений ядерного реактора, питающего атмосферный процессор. Рипли замечает, что использование оружия, кроме огнемётов, в том месте не рекомендуется, так как выстрел может повредить систему охлаждения реактора, что вызовет термоядерный взрыв. Сидящий в БТР лейтенант Горман даёт приказ всем сдать боеприпасы, но пулемётчики Дрэйк и Васкес, сдав батареи от своих пулемётов, тайком подключают запасные, а капрал Хикс достаёт дробовик.

Подойдя к указанному месту, десантники оказываются в улье Чужих и видят множество трупов с разорванными грудными клетками, приклеенных слизью к стенам. Одна женщина оказывается ещё живой и просит десантников убить её. Не понимая, те пытаются её освободить, но из её груди вырывается родившийся Грудолом и женщину сжигают. Неожиданно взрослые Чужие спускаются с потолка и набрасываются на десантников со всех сторон. Оставшиеся в живых десантники начинают отступать, а Чужие преследуют их. Пулемётчики, игнорируя приказ командира, открывают огонь. Видя это, Рипли садится за руль БТР и мчится им навстречу. Забрав выживших десантников, Рипли удаётся вывести их из комплекса. После краткого совещания о дальнейших действиях Рипли выдвигает предложение, которое поддерживает Хикс (Горман контужен и поэтому по званию Хикс теперь главный): покинуть планету и уничтожить атмосферный процессор и колонию ядерным зарядом с орбиты. Бёрк пытается возражать, ссылаясь на дороговизну постройки. Челнок, стоящий возле главного комплекса, взлетает, чтобы подобрать отряд у сломавшегося БТР, но на его борт уже проник один из Чужих, который убивает обоих пилотов челнока, и тот терпит крушение, врезавшись в основание атмосферного процессора.

Собрав остатки снаряжения, Хикс решает окопаться в командном посту главного комплекса и ждать помощи. Десантники восстанавливают баррикады колонистов. Однако, вскоре андроид Бишоп показывает всем, что реактор атмосферного процессора скоро взорвётся, поскольку система охлаждения повреждена. Бишоп по трубе ползет к орбитальной антенне комплекса, чтобы вызвать второй челнок с «Сулако». Перед этим у всех заходит разговор относительно жизненного цикла Чужих: если Чужие являются следствием заражения Лицехватами, то откуда берутся яйца с самим Лицехватами. Рипли просит Бишопа, который проводил исследования мёртвых Лицехватов из лаборатории, уничтожить двух живых, но Бишоп сообщает, что Бёрк попросил сохранить образцы до прибытия на Землю. Рипли вызывает Бёрка на откровенный разговор и признаётся ему, что раздобыла журнал руководства колонии, из которого узнала, что это Бёрк послал руководству колонии запрос с координатами того инопланетного корабля, где команда «Ностромо» нашла яйца Чужих, а значит это он виноват в гибели всех колонистов. Рипли грозит Бёрку трибуналом по прибытию на Землю.

Рипли и Ньют засыпают в медлаборатории. Проснувшись, Рипли обнаруживает, что её автомат исчез, дверь заблокирована, а два живых лицехвата выпущены из своих колб. Рипли удаётся запустить систему пожарной тревоги, благодаря чему вовремя подоспевшие десантники успевают спасти их с Ньют и убить Лицехватов. После Рипли сообщает, что это работа Бёрка — по его плану Рипли и Ньют доставят на Землю образцы для исследований внутри себя (поскольку в гиперсне биологические часы человека замедляются, то Чужой не успел бы созреть к прибытию на Землю). Выслушав Рипли, десантники решают расстрелять Бёрка, но в этот момент освещение отключается, а оба датчика движения засекают массовое движение внутри комплекса, и очень скоро Чужие пробивают потолок (им удалось обойти все баррикады, пробравшись в потолочное пространство комплекса). Десантники открывают огонь, прикрывая отступление Рипли, Ньют и Бёрка. Бёрк пытается бежать в одиночку, но попадает прямо в лапы к одному из Чужих, а Рипли и Ньют отступают через вентиляционные каналы. За ними следуют немногие уцелевшие десантники. Здесь погибают Горман и Васкес, которые взрывают себя гранатой. Взрывная волна сбивает с ног Ньют, и она падает по вентиляционным каналам на нижние этажи комплекса. Хикс и Рипли, единственные выжившие, пытаются её спасти, но Чужие уносят её в свой улей. Кислотная кровь очередного Чужого обжигает Хикса, но Рипли помогает ему дойти до челнока, который Бишоп успел вызвать с «Сулако». Рипли приказывает Бишопу лететь к атмосферному процессору, вооружается и спускается в улей. По датчику слежения, который она надела на Ньют раньше, Рипли находит и спасает девочку, но спасаясь от очередного взрыва, которые теперь сотрясают процессор, Рипли попадает в зал Королевы-Матки Чужих, которая и откладывает яйца.

Рипли выпускает струю огня в воздух, а затем направляет ствол огнемёта на яйца. Королева отзывает своих воинов, но в этот момент яйца начинают раскрываться. Рипли сжигает яйца из огнемёта, расстреливает из автомата, а затем из подствольного гранатомёта взрывает яйцеклад Королевы. После чего, Рипли и Ньют убегают, а королева рвет яйцеклад и преследует их. Бишоп подлетает к посадочной платформе, чтобы забрать Рипли и Ньют, но в этот момент атмосферный процессор начинает разрушаться — сильная взрывная волна бросает челнок на платформу, прямо в кучу обломков, и тот застревает в них. Тем не менее, взлететь всё же удаётся, прежде чем термоядерный взрыв уничтожает атмосферный процессор. По возвращении на «Сулако» обнаруживается, что Королева спряталась в шасси челнока. Она разрывает Бишопа и начинает преследовать Ньют в ангаре. Рипли, используя робота-погрузчика, удаётся выбросить чудовище в космос. В качестве единственного живого пилота Рипли направляет «Сулако» на Землю. Из всей команды уцелели в итоге она, Ньют, Хикс и Бишоп (хотя последний и разорван пополам, но продолжает функционировать).

Производство

Подготовка

Изначально сиквел планировался сразу после выхода первой части (Дэвид Гилер в одном из интервью говорил что продюсеры планировали сделать новый фильм с героем-мужчиной вместо Элен Рипли). Между тем, коммерческий успех «Чужого» вновь сделал в кинематографе актуальной тему инопланетных монстров, из-за чего в конце 1970-х-начале 1980-х было выпущено множество малоуспешных фантастических фильмов на соответствующую тему (среди них был «Галактический террор», спец-эффектами которого занимался Джеймс Кэмерон). Параллельно в руководстве «20th Century Fox» начались кадровые перестановки и на фоне всего этого продюсеры посчитали, что сиквел не получит такого успеха, поэтому его идея была отложена.

 Спустя пару лет, когда в студии снова начались кадровые перестановки, продюсерам Дэвиду Гилеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу удалось дать зелёный свет сиквелу, однако, они никак не могли решить, делать ли им прямой сиквел с продолжением истории Рипли или сделать новую историю с новыми персонажами и поэтому начали искать сценариста. Где-то в период лета-осени 1983 года Дэвиду Гилеру попался сценарий «Терминатора» Джеймса Кэмерона (фильм тогда был только в разработке). Сценарий ему понравился и он вызвал Кэмерона на переговоры, хотя изначально Гилер, Хилл и Кэррол хотели, чтобы Кэмерон написал сценарий к их другому фантастическому проекту, который был у них разработке, «Спартак в Космосе», но тот не понравился Кэмерону, который после этого поинтересовался, нет ли у продюсеров другого проекта.

Хотя у продюсеров ещё до знакомства с Кэмероном зародилась идея на тему «Рипли и солдаты», у самого Кэмерона тоже уже был готов к тому времени набросок сценария под названием «Мать», в котором фигурировали взвод высокотехнологичных солдат, атмосферный процессор на Венере и финальная схватка между «матерью инопланетян» и протагонистом-женщиной в роботе-погрузчике. Идея с отрядом колониальных морпехов родилась у Кэмерона в период, когда он занимался написанием сценария для «Рэмбо: Первая кровь 2» и изучал тематику вьетнамской войны. Его заинтересовала идея того, как хорошо вооруженные, но самоуверенные и слабо понимающие местную специфику солдаты столкнулись с менее технологичным, но зато отлично приспособленным к бою в этой местности противником. Кроме того, Кэмерон был давним поклонником книги «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна и его крайне интересовала идея военных в космосе. Смешение этих двух тем (Вьетнам + Звёздная пехота) породило концепцию колониальных морских пехотинцев, которые в фильме по своему поведению очень похожи на американских солдат в период войны во Вьетнаме.

Хотя Кэмерон в тот момент собирался начать съёмки «Терминатора», продюсер Дино Де Лаурентис к тому моменту успел «перехватить» Арнольда Шварценеггера (которого Кэмерон уже утвердил на роль Терминатора) для съемок «Конана-разрушителя», в результате чего у Кэмерона в рабочем графике образовался пробел в 9 месяцев (именно столько ему пришлось ждать, пока Шварценеггер не закончит съемки в «Конане»). Этот период он потратил на переделку сценария «Мать» под сиквел «Чужого».

Сценарий

Черновик сценария

Именно Кэмерон решил, что сиквел должен быть прямым продолжением фильма Скотта, а не отдельным фильмом. Ему же принадлежала идея перенести действие на много лет в будущее после событий первого фильма, чтобы зрителям легче было понять мотивацию возвращения Рипли на LV-426.

45-страничный тритмент (черновой вариант сценария) Кэмерон написал за 4 дня, после того как продюсеры согласились на его сотрудничество с ними, и 21 сентября 1983 года представил им готовый вариант под названием «Alien II», который сопровождался несколькими набросками, демонстрирующими его видение стилистики будущего фильма. От итогового варианта сюжет отличался следующим:

  • Действие происходило спустя 60 лет.
  • Рипли снился ночной кошмар, где она спасается на «Ностромо» от Чужого.
  • Дочь Рипли была жива, Рипли пыталась поговорить с ней по видеофону с катастрофическим результатом: дочь обвиняет мать в том, что она её намеренно бросила и кидает трубку.
  • Компания называлась «Вейлан-Ютани». Буква Д в слове «Вейлан» была добавлена уже в окончательном варианте сценария.
  • Станция «Гэйтуэй» называлась «Бета».
  • LV-426 называется Ахерон (хотя она так называлась и в итоговом сценарии и в новеллезации Фостера, в самом фильме название не упоминается).
  • Расс Джорден в одиночку отправлялся в корабль Космического жокея. Его жена Энн вызывала поисковую партию, которая находит его тело в отсеке с яйцами Чужих, после чего тут же нападали другие лицехваты.
  • С сообщением, что с колонией потеряна связь, к Рипли приходит один Горман.
  • Присутствовал эпизодический персонаж доктор О’Нил, который лечил Рипли. Когда она даёт согласие на полёт, он обещает позаботиться о Джонсе.
  • Бишоп оставался на борту «Сулако».
  • Улей Чужих располагался не глубоко в недрах атмосферного процессора, а в надземной части и был виден снаружи.
  • Горман не приказывал морпехам сдать боеприпасы Эйпону.
  • Помимо Хикса, Хадсона и Васкес, после сражения в улье выживали ещё Дитрих и Эйпон (последний, однако, был парализован нейротоксином Чужих).
  • Присутствовала некая разновидность Чужих-альбиносов, которые парализовали людей с помощью нейротоксина и делали из них коконы.
  • Горман предлагал расстрелять улей из установленной на БТР пушки, но Хикс останавливал его, указывая что это может вызвать термоядерный взрыв.
  • Именно катастрофа шаттла становилась причиной повреждения системы охлаждения реактора. БТР не получал никаких повреждений.

Далее тритмент сильно расходился с фильмом. Выжившие баррикадируются в оперативном центре колонии, ставят повсюду самонаводящиеся пулеметы, мины, камеры и рассчитывают продержаться до того, как Бишоп пришлет к ним новый челнок с корабля. Хадсон остается в медотсеке с парализованным Эйпоном, развлекая себя тем, что рассказывает сержанту всё то, что он о нём на самом деле думает, а остальные в оперативном центре обсуждают различные варианты спасения. В этот момент Чужие проникают в комплекс через подземный туннель и Хиксу приходится заварить дверь ведущую в медотсек, оставив там Хадсона и Эйпона. После этого выжившие с боем пробиваются к лифту и выбираются на поверхность. Во время очередной перестрелки, кровь чужого попадает на Хикса, но в отличие от фильма он успевает снять броню и потому остается невредимым. Дитрих забирается внутрь БТР и натыкается внутри на Чужого. Остальные открывают огонь и БТР взрывается. У Гормана начинаются психические проблемы.

В этот момент на связь выходит Хадсон — его схватили Чужие и он уже замурован в кокон в недрах Улья. Он говорит, что Хикс поступил правильно, заварив дверь, а затем сообщает где находится и описывает ужасающее существо (Королеву Чужих), которое видит. Также он сообщает что неподалеку от него находится стартовая площадка с расположенным на ней орбитальным шаттлом колонистов. Вскоре рассказ Хадсона сменяют предсмертные хрипы и звуки вырвавшегося Грудолома. Оставшиеся в живых пробираются через узкие коридоры комплекса к тому месту, где должен приземлиться челнок Бишопа и вскоре оказываются окруженными Чужими с двух сторон. Хикс вырезает отверстие в стене и спасает Ньют и Рипли, но Горман впадает в ступор и блокирует выход, не давая Васкес спастись. Тогда она достает две гранаты, вручает одну парализованному от страха Горману, после чего выдергивает чеку из другой и иронично «чокается» с Горманом.

Единственные выжившие Хикс, Рипли и Ньют достигают указанной точки, но Бишоп отказывается посадить челнок, ссылаясь на то, что риск заражения других населенных планет крайне высок. До взрыва реактора остается не так и много времени и Рипли решает воспользоваться шаттлом колонистов. С помощью ингредиентов из походной аптечки морпехов она делает противоядие к нейротоксину, которым Чужие парализуют людей. Дойдя до Улья, троица вкалывает антидот и ждёт когда их схватят Чужие. Затем, когда их начинают помещать в коконы, Рипли и Ньют высвобождаются. Она пытается спасти и Хикса, но он останавливает её, говоря что она не успеет и приказывает ей спасаться. Рипли находит шаттл (в процессе этого её преследует Королева) и улетает на нём за минуту до ядерного взрыва. На борту «Сулако» она встречает Бишопа, который пытается оправдаться, говоря, что он не мог противодействовать своей программе и что наверно Рипли была права насчет него, когда сравнивала его с Эшем. Далее сюжет аналогичен фильму.

Окончательный вариант

Гилеру и Хиллу понравился тритмент Кэмерона, но для большей убедительности перед руководством студии они написали на его титульной странице свои имена. Кэмерон был очень недоволен, узнав об этом, но тогда он не имел никакого веса в Голливуде, чтобы отстоять своё авторское право. Студия весьма благосклонно отнеслась к тритменту Кэмерона и он получил заказ написать уже полноценный сценарий. Но ситуация осложнялась тем что в это же самое время он уже работал над сценарием «Рэмбо: Первая кровь 2» и вдобавок ему потребовалось переписать сценарий «Терминатора», подготовка к съёмкам которого начиналась в феврале 1984 года, и у Кэмерона было в запасе примерно 90 дней чтобы написать 360 страниц текста (из расчета трёх фильмов стандартным хронометражем в два часа). Перерабатывая тритмент, он решил всё же сделать так же, как Гиллер и Хилл сделали в «Чужом», и ввёл в сюжет персонажа-антогониста Картера Бёрка, которому перешла половина линии Гормана. Затем он решил сделать Бишопа хорошим, чтобы сыграть против подсознательного ожидания публики продолжения темы плохих роботов — Рипли, благодаря своему отношению к Бишопу в первой половине фильма, заставляет зрителя думать, что Бишоп окажется аналогичным Эшу.

Однако, к назначенному сроку Кэмерон написал только 90 страниц, потому что Сильвестру Сталлоне не понравился его сценарий для «Рэмбо 2» и в итоге Кэмерону пришлось одновременно работать над двумя сценариями. Хотя Гиллер и Хилл были не в восторге от этого, они всё же решились показать руководству студии то немногое, что Кэмерон успел сделать (включая эскизы Королевы Чужих и экипировки морпехов). Чиновники «Fox», однако, пришли от этого в восторг и не только дали фильму зелёный свет, но и пошли на беспрецедентный шаг и заключили соглашение, по условиям которого Кэмерон мог спокойно снять «Терминатора» и уже после должен был дописать сценарий. Кроме того, ему было обещано, что если он продемонстрирует свой режиссёрский талант в «Терминаторе», то получит право снять «Alien II». Работу над сценарием Кэмерон закончил в феврале 1985 года — к тому моменту сценарий уже назывался «Aliens». Сюжетно он очень напоминал режиссёрскую версию, хотя тоже имел отличия:

  • Присутствовала сцена в футуристической общей душевой на борту «Сулако», которая была очень похожа на аналогичные сцены из «Робокопа» и «Звёздного десанта» Пола Верховена, где полицейские и солдаты будущего спокойно переодеваются и моются в одном помещении невзирая на то, что они разного пола.
  • В эпизоде инструктажа, Рипли называла лицехвата «фактически ходячим органом размножения», на что Хадсон говорил, что это похоже на Хикса.
  • На Ахероне находилось около 30 атмосферных процессоров, а не один.
  • Бишоп не ложился в анабиоз на время полета (но поскольку «Сулако» летел до Ахеронта всего несколько недель, то бодрствование Бишопа не наводило Рипли на мысль, что он андроид).
  • Чужие-альбиносы всё ещё присутствовали в сценарии.
  • В сцене бегства морпехов из улья, Чужой прыгал на крышу БТР и Хикс убивал его, используя автоматическую пушку броневика.
  • Ньют, узнав у Рипли, что её дочь умерла, спрашивала, сможет ли она заменить её ей.
  • Когда Бишоп полз по туннелю, он сталкивался с Чужим (эта сцена присутствовала и в съёмочном сценарии, но так и не была снята).
  • Немного отличались диалоги: часть реплик была отдана другим персонажам, другая часть впоследствии была сымпровизирована.

Съёмки

Съёмки начались 30 сентября 1985 года и закончились 28 февраля 1986 года. Приняв решение снимать фильм в Великобритании, Кэмерон столкнулся с проблемой менталитета: съёмочная группа состояла в основном из британцев и очень чтила фильм Скотта, из-за чего Кэмерона британские продюсеры откровенно недолюбливали. Полтора миллиона из восемнадцати (полный бюджет фильма) ушло на создание бронетранспортёра десанта. Рон Кобб нарисовал дизайн такого бронетранспортёра, с колесами, позволяющими ему поворачиваться на 360 градусов. Делали его в итоге из буксировщика самолетов. Машина досталась съемочной группе по случаю: аэропорт Хитроу как раз производил замену инвентаря — получилось относительно дёшево. Чтобы уменьшить вес агрегата, с авто срезали 44 тонны металла, но даже после этого она весила 28 тонн. Сцены внутри БТР снимали в отдельной декорации, которая по объёму в полтора раза превышала его истинный размер.

Для сцен, в которых пехотинцы выходят из бронетранспортёра и входят в опустевшую колонию, на студии «Пайнвуд» была построена полноразмерная декорация входа в колонию. Было также построено несколько внутренних помещений колонии, включая медицинскую лабораторию и коридор, в котором несколько раз меняли декорацию, чтобы создать иллюзию множества уровней. Все эти декорации стояли на стойках на высоте почти двух метров над полом студии, чтобы дать возможность чужим появляться и из-под пола. Куклу матки Чужих выполнили в двух экземплярах: полноразмерную и миниатюрную, вчетверо уступавшую первой размерами. Большой куклой управляли «изнутри» два оператора. Малую куклу пришлось делать полностью аниматронной, она управлялась с помощью 56 тросов. Малая кукла использовалась для съёмки сцены боя с автопогрузчиком, управляемым Рипли. Он также был выполнен в миниатюре. Актёры, играющие десантников, для придания их поведению естественности и командного духа перед съёмками прошли стажировку в настоящем военном лагере. Исключение составил только Уильям Хоуп, сыгравший лейтенанта Гормана, так как по сюжету его герой был новичком и должен был отличаться от остальных. Импульсные винтовки М41-А, используемые пехотинцами, на самом деле являются сильно видоизменёнными Томми-ганами (M1 Thompson). Подствольные гранатомёты сделаны на базе дробовика Remington M870 с цевьём от SPAS-12, а пулемёты «Smart-gun», которые используют Дрейк и Васкес, переделаны из немецкого пулемёта MG-42.

В прокате также шла купированная версия фильма, в которой отсутствовали некоторые эпизоды, в том числе значимый эпизод с автоматическими пулемётами (после крушения первого челнока). Тем самым зрители вводились в заблуждение: на базе было 158 колонистов, соответственно число особей чужих должно быть примерно тем же. Однако во время штурма чужими командного поста, количество нападающих гораздо меньше. Лишь очень динамичный и напряжённый эпизод с четырьмя автоматическими часовыми роботами-пулемётами в авторской версии фильма расставляет все по своим местам.

Адаптации

Книги

Новеллизация, как и первая часть, была выполнена Аланом Дин Фостером. Она также содержала в себе все вырезанные сцены. В 1993 Глеб Киреев под псевдонимом Алекс Ривендж ради лёгкого заработка за чужой счёт выпустил плагиат по мотивам оригинальной книги по фильму. В эту пародию не были включены пропущенные сцены, частично были изменены имена персонажей (и даже какие-то части их биографий) и добавлено множество абсурдных нововведений, не имеющих отношения к фильмам (у Чужих были щупальца).

В ролях

Приняв решение снимать в Великобритании, Кэмерон столкнулся с тем, что и кастинг ему пришлось проводить тоже в Англии, что обернулось для него большими проблемами: десантники, которые по сценарию были «типичными американцами», не могли говорить с британским акцентом, поэтому одним из требований для кандидатов было умение говорить с американским акцентом. Особое предпочтение Кэмерон и Хёрд отдавали живущим в Англии американцам. Просмотрев где-то 1000 человек и отобрав нескольких из них (в их числе были Дженетт Голдстин и Марк Ролстон), они приняли решение привозить актёров из США.

Все актёры, игравшие десантников, вместе прошли специальную военную подготовку (кроме Майкла Бина, который попал в проект в самый последний момент). Чтобы действительно выглядеть в кадре сплочённой командой они все проводили вместе много времени за пределами съёмочной площадки.

  • Сигурни Уивер — Эллен Рипли (Ellen Louise Ripley). Участие Сигурни Уивер было безоговорочным, хотя сама актриса не горела желанием сниматься в фантастическом боевике. Несмотря на то, что именно «Чужой» принёс ей славу, на момент съёмок «Чужих» актриса добилась значительных успеха и признания в жанре драмы. Она всё же согласилась вернуться к роли Рипли, так как её очень заинтересовала драматическая составляющая этого персонажа.
  • Кэрри Хенн — Ребекка Джордан (Ньют) (Newt). Девочка лет 9-ти (по сценарию — 6 лет). Единственная выжившая из колонистов. Потеряла родителей и старшего брата во время операции по принесению лицехватов на базу. До прихода десантников пряталась в вентиляционных и канализационных трубах.
  • Майкл Бин — капрал Дуэйн Хикс (Dwayne Hicks). Командир второго отделения первого взвода. Скромный, очень спокойный (флегматичный) и рассудительный боец. После ранения лейтенанта Гормана и гибели сержанта Эйпона, стал командиром отряда. Специалист по техническим системам. По законам жанра, между ним и Рипли должны были возникнуть романтические отношения, но кроме лёгких намёков ничего не случилось. К концу фильма получает сильные ожоги, но остаётся жив.
  • Пол Райзер — Картер Бёрк (Carter Burke). Один из молодых, но перспективных руководителей компании «Вэйланд-Ютани». На первый взгляд — хороший парень. В реальности же беспринципный и алчный делец. При бегстве захвачен Чужими и унесён в улей (по сценарию самоликвидировался гранатой, выданной ему Рипли в улье, но сцена не попала в режиссёрскую версию).
  • Лэнс Хенриксен — Л. Бишоп (L. Bishop). Человекообразный робот (андроид), хотя более предпочитает термин «искусственный человек». В отличие от старых моделей, полностью подчиняется законам Азимова, хотя способен на допустимый риск. Блестяще владеет холодным оружием, свои навыки использует в медицинских и исследовательских целях. Способен управлять любым транспортным средством, в том числе и дистанционно.
  • Билл Пэкстон — рядовой У. Хадсон (W. Hudson). «Дембель» — дослуживает последний месяц. Весельчак и балагур. Любитель глуповатых шуток, объектом которых часто становится сам. Отлично подготовлен, но в силу своего непростого (холерического) характера, часто забывает о субординации и в критических ситуациях может даже впадать в истерику, но быстро берет над собой контроль. Пал смертью храбрых в схватке с чужими, прикрывая отход товарищей из командного центра основного комплекса. Тело Хадсона можно увидеть в игре Aliens: Colonial Marines с дырой в груди.
  • Уильям Хоуп — лейтенант У. Горман (W. Gorman). Молодой лейтенант с опытом всего двух боевых операций (включая эту — на LV-426) за плечами. Дистанцируется от своих подчинённых. Причины, по которым получил командование в этой операции, неизвестны. Во время первого боя из-за его нерешительности гибнет большая часть отряда. Получает черепно-мозговую травму. Придя в себя, передаёт командование капралу Хиксу (которое, собственно, и так ему перешло на момент недееспособности Гормана). Окружённый Чужими в вентиляционном туннеле основного комплекса, взрывает себя и подчиненную Васкес гранатой.
  • Рикко Росс — рядовой Р. Фрост (R. Frost). В улье нёс сумку с боеприпасами. Был подожжён случайным выстрелом из огнемёта и упал в лестничный проём. Погиб.
  • Эл Мэттьюс — сержант А. Эйпон (A. Apone). Сержант десанта. Командир первого взвода. Во время сражения в улье, слушая приказ лейтенанта Гормана, был убит Чужими.
  • Дженетт Голдстин — рядовая Дженетт Васкес (Jenette Vasquez). Пулемётчик. Друг Дрэйка. При отступлении через вентиляционный канал ей даже удаётся в ближнем бою обезвредить Чужого и расстрелять в упор из пистолета. При этом она получает сильный ожог ноги кислотой и погибает вместе с лейтенантом Горманом, который после неудачной попытки спасти её подрывает обоих гранатой.
  • Марк Ролстон — рядовой М. Дрэйк (M. Drake). Пулемётчик. Друг Васкес. Отважный, немного грубоватый рыжеволосый морпех, не обделен чувством юмора. Был смертельно ранен кислотной кровью Чужих, прикрывая отход товарищей из улья. По сценарию, Дрейк и Васкес были завербованы в отряд из спецтюрьмы, где они отбывали пожизненное заключение.
  • Синтия Скотт — капрал С. Дитрих (C. Dietrich) Полевой врач отряда и огнемётчик. Стала первой жертвой нападения чужих, при этом беспорядочным залпом из огнемёта случайно подожгла рядового Фроста. Была схвачена живой и заражена лицехватом.
  • Коллет Хиллер (англ. Colette Hiller) — капрал С. Ферро (C. Ferro). Штатный пилот челнока. Убита Чужим во время подлёта к атмосферной установке за выжившими после первого сражения.
  • Дэниэл Кэш — рядовой Д. Спанкмайер (D. Spunkmeyer). Механик челнока. Из-за его халатности [предположительно], на борт челнока проник Чужой. Был убит Чужим или погиб при падении челнока.
  • Тревор Стидмен — рядовой Т. Вержбовски (T. Wierzbowski). Был захвачен Чужими во время битвы в улье и заражен лицехватом.
  • Тип Типпинг — рядовой Т. Кроу (T. Crowe). Погиб во время первого боя в улье при взрыве сумки с боеприпасами.
  • Пол Максвелл (англ. Paul Maxwell) — Ван Лёвен (Van Leuwen). Государственный следователь. Предложил Э. Рипли условия восстановления лицензии пилота.
  • Джеймс Ремар — капрал Дуэйн Хикс в ряде кадров. Изначально именно Ремар должен был играть Хикса, но через некоторое время после начала съёмок он был арестован за хранение наркотиков, после чего Кэмерон решил с ним не связываться и снял с роли. На тот момент была отснята только сцена, где морпехи входят в улей Чужих, но декорация этой сцены уже была разобрана, из-за чего, когда в проект пришёл Майкл Бин, сцену с участием последнего переснять было уже не возможно. Во время монтажа Кэмерону пришлось покадрово просматривать все эпизоды этой сцены и смонтировать её так, чтобы лицо Ремара не было заметно в кадре.
  • Гейл Энн Хёрд — рядовая Джанетт Васкес (в сцене, где Васкес в воздуховоде стреляет в Чужого, придавив его к стене воздуховода). Актриса Дженетт Голдстин, игравшая Васкес, никак не могла как следует справиться с отдачей пистолета. Единственной женщиной в съёмочной группе, которая умела стрелять, была продюсер фильма, и на тот момент жена Кэмерона, Гейл Энн Хёрд. Сама Хёрд в дополнительных материалах в интервью вспоминала, что съёмочная группа была очень шокирована, когда увидела её в камуфляже, потому что привыкла видеть её в платьях и на каблуках.
  • Барбара Коулз — Женщина в коконе
  • Стюарт Миллиган — Капитан поисковой команды

У персонажей Эйпон, Бишоп, Кроу, Дитрих, Дрейк, Ферро, Фрост, Горман, Спанкмейер, Васкес и Вержбовски инициалы имён начинаются с тех же самых букв, что и реальные имена актёров. Тем не менее, в фильме не даётся никаких подтверждений на счёт того, что их имена совпадают.

Вырезанные сцены

  • Уильям Армстронг — Лайдекер
  • Мак Макдональд — Симпсон
  • Джей Бенедикт — Расс Джордан
  • Холли Де Йонг — Энн Джордан
  • Кристофер Хенн — Тимми Джордан
  • Элизабет Инглис — Аманда (на фото)

Вырезанные сцены

Сцены, общей продолжительностью в 17 минут, которые не вошли в театральную версию, но были включены в расширенную версию, которая впервые вышла ограниченным тиражом (всего 10 000 копий) на лазердиске в декабре 1991 года (в 1992 году эта версия вышла на VHS, а в 1999 году — на DVD):

  • Сцена перед слушанием. На космической станции «Gateway» Рипли сидит в помещении перед проекционным экраном, который демонстрирует лес. Входит Бёрк, и у них происходит диалог, из которого выясняется, что у Рипли была дочь, умершая два года назад в возрасте 66 лет.
  • Сцена в конце слушания, где государственный следователь зачитывает окончательный вердикт.
  • Длинный эпизод, в котором после слушания показывают, как идёт жизнь в колонии “Надежда Хадли (только из этой сцены становилось известно её название и размер населения — 158 чел.), как родители Ньют нашли корабль Космического пилота, а отец был пойман лицехватом.
  • Из видеоряда, демонстрирующего внутренний интерьер «Сулако», было убрано несколько кадров, показывающих посадочный отсек, столовую и шкафчики десантников.
  • Во время спуска на планету Хадсон показывает Рипли, какое оружие у них есть.
  • Во время исследований жилых помещений колонии у Хадсона начинает пищать датчик движений. Он и Васкес врываются в комнату и обнаруживают небольшую ярусную клетку с белыми мышами и хомяками.
  • Когда был окончен осмотр командного здания, руководство и гражданские под дождём входят в комплекс, однако Рипли в замешательстве и не решается войти.
  • Во время совещания после крушения десантного корабля в центре управления обсуждаются места установки автоматических пулемётов. После проведения совещания Васкес и Хадсон устанавливают орудия в главном туннеле, а Хикс — управляющие ими терминалы. Васкес и Хадсон проверяют работу орудий.
  • Во время обсуждения расы Чужих Хадсон и Васкес спорят о типе колонии чудовищ.
  • Во время первого и второго нападения Чужих на комплекс действуют автоматические пулемёты, отбивающие наступление.
  • В сцене, когда Рипли собирается покинуть челнок и просит Бишопа понаблюдать раненого Хикса, они с Хиксом говорят друг другу свои имена — Дуэйн и Эллен.

Представлены отдельно

Эпизоды, которые не вошли даже в расширенную версию:

  • Когда Рипли плачет над фотографией Аманды, Бёрк говорит, что не все обещания легко выполнимы.
  • Несколько кратких кадров, показывающих повседневную жизнь колонистов в «Надежде Хадли».
  • Когда Рипли и десантники пытаются найти Ньют, которая ползает под полом, Дрейк призывает всех оставить её.
  • Хикс подходит к Рипли и Ньют, чтобы сообщить, что они отследили колонистов в атмосферном процессоре, после чего Ньют срывается с места и пытается убежать. Хикс вовремя настигает её, хватает за плечо и тащит обратно. Тогда девочка кусает его за руку. Хикс выпускает Ньют, но тут же подбегает Рипли, хватает ребёнка за плечи и ругает её. Хикс, раздосадованный тем, что Ньют снова укусила его, уходит из помещения, на ходу говоря, что надеется, что у неё нет бешенства.
  • После того, как Бишоп вызывается в одиночку добраться до антенны, Рипли спрашивает его, что ему понадобится. В какой-то момент Васкес обнаруживает, что звук ломаемой двери в служебном туннеле прекратился, а значит Чужие уже на территории комплекса.
  • Рипли идёт по подвалам атмосферной установки и натыкается на пойманного и инфицированного Бёрка. Он просит убить его, но взамен Рипли вручает ему гранату. Сцена долгое время была известна только благодаря опубликованным в различных журналах кадрам и была впервые представлена только в специальном издании на Blu-ray. Сцена не была включена ни в одну из версий фильма из-за того, что к тому времени на Бёрке всё ещё должен был быть лицехват.

Никогда не издававшиеся

  • Было снято много кадров с Вержбовски, когда он контужен взрывом. В частности, был снят момент, когда Хикс поднимает Вержбовски на ноги и приваливает его к стене, и только после идёт проверять Кроу.

Награды и номинации

Награды

  • 1987 — две премии «Оскар»: лучшие звуковые эффекты (Дон Шарп), лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон, Сюзанн Бенсон)
  • 1987 — 8 премий «Сатурн»: лучший научно-фантастический фильм, лучший режиссёр (Джеймс Кэмерон), лучший сценарий (Джеймс Кэмерон), лучшая актриса (Сигурни Уивер), лучший актёр второго плана (Билл Пэкстон), лучшая актриса второго плана (Дженетт Голдстейн), лучший молодой актёр (Кэрри Хенн), лучшие спецэффекты (Роберт Скотак, Стэн Уинстон, Деннис Скотак)
  • 1987 — премия BAFTA за лучшие визуальные эффекты (Роберт Скотак, Брайан Джонсон, Стэн Уинстон, Джон Ричардсон)
  • 1987 — премия «Хьюго» за лучшую постановку

Номинации

  • 1987 — 5 номинаций на премию «Оскар»: лучший монтаж фильма (Рэй Лавджой), лучшая женская роль (Сигурни Уивер), лучший звук, лучший саундтрек (Джеймс Хорнер), лучшие декорации (Питер Ламонт, Криспиан Саллис)
  • 1987 — три номинации на премию «Сатурн»: лучший актёр (Майкл Бьен), лучшие костюмы (Эмма Портеус), лучший грим (Питер Робб-Кинг)
  • 1987 — номинация на премию Японской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
  • 1987 — три номинации на премию BAFTA: лучший грим (Питер Робб-Кинг), лучшая работа художника (Питер Ламонт), лучший звук
  • 1987 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль — драма (Сигурни Уивер)
  • 1987 — номинация на премию «Молодой актёр» за лучшую роль второго плана в исполнении молодой актрисы (Кэрри Хенн)
  • 2004 — номинация на премию «Сатурн» за лучшую DVD-коллекцию

Цитаты

  • — Проснитесь и пойте, морпехи! День в морской пехоте – кусочек счастья. Каждая еда – банкет. Каждая выплата – состояние. Каждое построение – парад. Не служба – праздник!
  • — Слушай, Васкес, тебя никогда не принимали за мужика?
    — Нет. А тебя?
  • Это спасательная операция. Несколько дочек колонистов нуждаются в спасении от девственности.
  • Она подумала что это Чужие мужики и подписалась.
  • Сержант! У вас от сигары рак губы когда-нибудь будет!
  • Прилетаем, всех покоряем и улетаем к чертовой матери!
  • (после сложного десантирования) — Кто-нибудь, разбудите Хикса.
  • Как правило, они приходят ночью. Как правило…
  • А мама мне говорила, что чудовищ не бывает. А они есть. Зачем обманывать детей?
  • — У них там типа, муравьиный рой.
    — Пчелиный, рой это у пчел.
    — Ну вы поняли. Это когда одна баба заправляет всей шарагой. Большущая такая, зараза.
  • Ты, Бёрк, намного омерзительнее этих тварей. Они хотя бы не гробят друг друга из-за поганых денег.
  • И чем же мы будем воевать, матом?
  • Ты всегда был придурком, Горман!
  • Они её увидели и остались живы?
  • Ты выглядишь так, как я себя чувствую.
  • Игра окончена, чувак! Игра окончена!
  • Неплохо для человека.
  • Они лезут из стен! Из этих чёртовых стен!
  • А ну отойди от неё! Ты сука!