Выбрать страницу

Как создавался фильм Чужие

“Современная классика”, “веха научной фантастики”, “кино которое не стареет” – такие фразы можно встретить сегодня в рецензиях большинства критиков, рассказывающих про культовый фильм Ридли Скотта “Чужой”. Правда в год выхода ленты на экран их реакция была намного скромнее – многие обвиняли фильм в творческой пустоте, безыдейности, а известный критик Роджер Эберт назвал его “настоящим разочарованием”. Что ж, видно прошедшие 34 года, за которые никому (включая кстати и самого Ридли Скотта) не удалось превзойти уровень картины 1979 года, расставили все точки над “i” на тему художественной ценности фильма.

А вот зрители сразу оценили фильм Скотта – по понятным причинам на него не ходили всей семьей и  он не собрал такую же гигантскую кассу что и “Звездные войны”, но по словам владельцев кинотеатров при сцене рождения Чужого самые впечатлительные посетители часто срывались со своих мест и бежали в туалет, чтобы расстаться с содержимым своего желудка. Говорят также, что однажды какие-то религиозные фанатики даже подожгли выставленную у входа в кинотеатр модель Космического жокея, сочтя ее “происками дьявола”.

По итогам проката, фильм собрал вполне приличную кассу, которую затем значительно пополнили деньги от зарождавшегося в те годы рынка домашнего видео. Все это означало успех, а в Голливуде за этим словом практически всегда идет и другое – сиквел.

Поиски сценариста
По всей видимости, сиквел состоялся бы практически сразу же после выхода первой части (в одном из интервью Дэвид Гайлер говорил что продюсеры планировали сделать новый фильм с героем-мужчиной вместо Рипли), но в руководстве студии 20-й Век Фокс начались кадровые пертурбации. К тому же, успех ленты Скотта породил целую волну малобюджетных клонов (включая уже упомянутую “Галактику ужаса”, над спецэффектами которой работал никому тогда неизвестный Джеймс Кэмерон), и в этой ситуации новое руководство студии решило что быстросиквел не принесет большой пользы для франшизы, и заморозило решение этого вопроса до лучших времен.

Ушлые итальянцы кстати сработали оперативнее всех своих конкурентов и успели выдать фильм с названием “Alien 2: On Earth” еще до того, как название “Alien” было зарегистрирована в  качестве официальной торговой марки

Через пару лет, на студии произошли новые перестановки, и Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу наконец удалось убедить новых руководителей дать зеленый свет съемкам продолжения. Но получив карт-бланш, продюсеры тут же столкнулись с проблемой – в каком направлении развивать сиквел? Будет ли это продолжение истории Рипли или же франшизе нужны новые герои? Вернется ли действие на планетоид где был найден инопланетный корабль или развернется на Земле?

Проблема заключалась в том, что за прошедшие годы Хилл, Гайлер и Кэрролл так и не стали лучше понимать фантастику и потому все что смог выдать их мозговой штурм была сформулированная следующим образом концепция “Рипли и солдаты. Ну и потом происходит всякое прочее дерьмо”. Чтобы преобразовать это во что-то большее, нужен был сценарист.

Примерно в то же время (лето-осень 1983 года), у Гайлера и Хилла в разработке находился еще один фантастический проект, известный как “Спартак в космосе”, для которого им тоже нужен был сценарист. Именно тогда кто-то и порекомендовал Дэвиду Гайлеру почитать сценарий “Терминатора”. Сам фильм в то время уже находился в разработке в рамках компании Hemdale Pictures и съемки первоначально должны были начаться в 1983 году в Торонто. Но из-за того, что Дино Де Лаурентис воспользовался лазейкой в контракте и смог “перехватить” Арнольда Шварценеггера для съемок “Конана-Разрушителя”, у Кэмерона в рабочем календаре образовалась 9 месячная форточка (именно столько ему пришлось ждать, пока Арнольд не закончит съемки в “Разрушителе”). Этого времени было слишком мало чтобы снять другой фильм, но вполне достаточно, чтобы написать сценарий для продажи.

Гайлеру понравился сценарий “Терминатора” и он пригласил Кэмерона к себе офис для разговора насчет “Спартака”.  Однако в процессе беседы Кэмерон быстро понял, что с этим проектом у него ничего не выйдет – уж слишком большой была разница в подходах между педантичным и любящим создавать свои собственные миры канадцем и видением Гайлера и Хилла, в котором Спартак должен был участвовать в гладиаторских поединках на космических кораблях, обутый в сандалии и вооруженный мечом.

Уже собравшись уходить, Кэмерон из вежливости спросил у продюсеров, нет ли у них какого-нибудь другого проекта, над которым он мог бы для них поработать. Хилл обмолвился о чем-то вроде следующего фильма о Чужом. Камерон, который тогда еще был новичком в Голливуде и не знал этого, поразился и переспросил  – “У вас есть права на Чужого?”.


Джеймс Кэмерон

В отличии от Спартака, в случае с “Чужим” Кэмерону было что предложить продюсером. У него уже был набросок для истории, названной “Мать” – там фигурировали взвод высокотехнологичных солдат, установка по терраформации на Венере и финальная схватка между “матерью инопланетян” и протагонистом-женщиной в роботе-погрузчике. Этот сюжет вполне годился для того, чтобы послужить основой сиквела Чужого. А Кэмерон изначально определился, что будет делать именно сиквел, а не очередной клон фильма Скотта – свою собственную историю завязанную на теме семьи, самодостаточную настолько, насколько это вообще можно .

Кстати, сцена с женским персонажем управляющим роботом, который дерется с другим огромным противником была еще в срежисированной Кэмероном короткометражке “Ксеногенезис” 1978 года.

Идея с отрядом колониальных морпехов родилась у Кэмерона следующим образом. В то время он занимался написанием сценария для сиквела Рэмбо и изучал тематику вьетнамской войны. Его заинтересовала идея того, как хорошо вооруженные, но самоуверенные и слабо понимающие местную специфику солдаты столкнулись с менее технологичным, но зато отлично приспособленным к бою в этой местности противником. Кроме того, Кэмерон был давним поклонником книги “Звездная пехота” Роберта Хайнлайна и его крайне интересовала идея военных в космосе. Смешение этих двух тем (Вьетнам + Звездная пехота) породило концепцию колониальных морских пехотинцев, которые в фильме по своему поведению очень похожи на американских солдат эпохи Вьетнама.

Колониальный морской пехотинец. Рисунок Джеймса Кэмерона.
Еще одной ключевой идеей Кэмерона было перенести действие на много лет в будущее после событий первого фильма. Так как он с самого начала хотел выстроить сюжет сиквела вокруг Рипли, то его сильно волновал вопрос ее мотивации – ведь ни один нормальный человек не стал бы после всего пережитого возвращаться на LV-426. Лишив же ее семьи, друзей, работы и всех связей с миром, для которого она теперь сама стала чужой, Кэмерон создал ситуацию, в которой  ее решение вернуться, вызванное желанием уничтожить то, что навсегда разрушило ее жизнь и вернуть свою работу, выглядело бы достаточно правдоподобным.

В общем, Кэмерон изложил все эти соображения Гайлеру и Хиллу. Те решили дать канадцу шанс и попросили его переработать их в виде тритмента для будущего фильм. Тритмент – это своего рода краткая версия будущего сценария, содержащая общее описание всех сцен, вводящая персонажей и иногда содержащая фрагменты самых ярких диалогов.

 

Титульная страница тритмента Кэмерона

Получив свой шанс, Кэмерон практически моментально написал 45 страничный тритмент (при том, что обычно тритменты занимают 10-15 страниц) озаглавленный “Alien II” и уже через четыре дня, 21 сентября 1983 года представил его продюсерам вместо с несколькими скетчами, призванными отразить его видение стилистики будущего фильма. Эти 45 страниц и стали каркасом, на основе которого в итоге и был выстроен сиквел.
Тритмент Кэмерона
 После событий Чужого прошло 60 лет. Дрейфующую шлюпку с Рипли находит группа поисковиков, после чего  мы сразу же переходим к ее кошмару – она снова на борту Ностромо, и ее преследует Чужой. Когда она просыпается, то мы узнаем что Рипли находится в больнице на борту околоземной станции Бета. Семидесятилетняя дочь Рипли еще жива. Рипли пытается поговорить с ней по видеофону с катастрофическим результатом: дочь обвиняет мать в том, что она ее намеренно бросила и кидает трубку.

Кстати, модель спасательной шлюпки из Чужого не сохранилась, и создателям сиквела пришлось неоднократно пересматривать фильм Скотта, чтобы как можно точнее воссоздать ее внешний вид и дизайн внутренних помещений.

Далее, начинаются слушания по делу об исчезновении Ностромо, где Рипли пытается объяснить что они сели на планетоид (в тритменте и сценарии он назван Ахерон) по приказу корпорации Вейлан-Ютани (“Д” в конце слова Вейлан добавится уже в сценарии). Но  корпорация давно уничтожила все документы по этому делу и Рипли не может ничего доказать. Нашу главную героиню лишают лицензии пилота, предписав вдобавок пройти курс лечения у психиатра.

Мы переносимся к колонии на Ахероне, где группа поселенцев случайно находит инопланетный корабль, который из-за вулканической активности сильно поврежден и почти полностью засыпан пеплом. Расс Джорден (отец Ньют) заходит внутрь и пропадает. Его жена вызывает поисковую партию, которая находит его тело  в отсеке с яйцами Чужих, после чего тут же атакуется другими лицехватами.


Поврежденный инопланетный корабль. Рисунок Джеймса Кэмерона.

Мы снова возвращаемся на станцию Бета: к Рипли обращается лейтенант Горман, который сообщает, что с колонией на Ахероне потеряна связь и предлагает ей отправиться с его подразделением в полет в качестве советника. Рипли посылает его куда подальше, но после очередного кошмара передумывает и решает лететь. Лечащий врач Рипли, доктор О`Нил, соглашается присмотреть за котом Джонсом.

Мы переносимся на военный космический корабль Сулако и знакомимся с отрядом морпехов, который должен высадиться на Ахероне.


Сулако. Концепт Сида Мида.

После очередных неудачных попыток выйти на связь, Горман отдает приказ о десантировании. Команда и Рипли грузятся на спускаемый аппарат, а Бишоп остается на борту Сулако.

В следующей части тритмент более или менее соответствует фильму и разворачивается по известной схеме: высадка морпехов,  осмотр обезлюдевшей колонии, обнаружение следов боя и Ньют. Далее, Горман отдает указание подразделению отправиться на завод по терраформации, где могут быть выжившие. Там, морпехи натыкаются на улей чужих (в тритменте он находится не глубоко в недрах здания, а скорее занимает его часть и потому виден снаружи), после чего следует первый бой (в тритменте кстати не было сцены, где бы Горман приказывал морпехам сдать боеприпасы Эйпону).

Горман впадает в ступор и тогда Рипли берет дело в свои руки, эвакуируя выживших на  БТР`е. Из всего отряда спасаются Хикс, Хадсон, Васкез, Дитрих и парализованный Эйпон  – в тритменте был отдельный вид чужих-альбиносов, которые парализовали людей с помощью нейротоксина и делали из них коконы. Паникующий Горман хочет расстрелять улей из установленной на БТР`е пушке, но Хикс останавливает его, указывая что это может вызвать термоядерный взрыв.


Поверхность Ахерона. Рисунок Джеймса Кэмерона.

Тогда Горман отдает приказ об эвакуации, рассчитывая затем сбросить на планету ядерный заряд. Но на челнок проникает чужой и лишившаяся пилота машина падает на комплекс, вызывая необратимые повреждения реактора.

Выжившие баррикадируются в оперативном центре колонии, ставят повсюду самонаводящиеся пулеметы, мины, камеры и рассчитывают продержаться до того, как Бишоп пришлет к ним новый челнок с корабля.


Колония на Ахероне. Концепты Рона Кобба и Джеймса Кэмерона.

Хадсон остается в медотсеке с парализованным Эйпоном, развлекая себя тем, что  рассказывает “любимому” сержанту все то, что он о нем на самом деле думает, а остальные в оперативном центре обсуждают различные варианты спасения. В этот моменты чужие проникают в комплекс через подземный туннель – Хиксу приходится заварить дверь ведущую в медотсек, оставив там Хадсона и Эйпона. После этого выжившие с боем  пробиваются к лифту и выбираются на поверхность. Во время очередной перестрелки, кровь чужого попадает на Хикса, но в отличии от фильма он успевает снять броню и потому остается невредимым.

Дитрих забирается внутрь БТР`а и натыкается внутри на чужого. Остальные открывают огонь, и  бронированная машина исчезает во вспышке взрыва. Пока Хикс и Васкез сдерживают монстров, Горман впадает в полнейший неадекват и пытается убежать, закрыв за выжившими дверь, но Хиксу удается помешать ему.

Васкез в бешенстве и собирается расстрелять лейтенанта, но остальные ее останавливают. В этот момент на связь выходит Хадсон – его схватили чужие и он уже замурован в кокон в недрах Улья. Он говорит, что Хикс поступил правильно, заварив дверь, а затем сообщает где находится и описывает ужасающее существо (Королеву Чужих) которое видит. Также он сообщает что неподалеку от него находится стартовая площадка с расположенным на ней шаттлом колонистов. Вскоре рассказ Хадсона сменяют предсмертные хрипы и звуки новорожденного Чужого.

Оставшаяся пятерка пробирается через узкие коридорам комплекса к тому месту, где должен приземлиться челнок Бишопа и вскоре оказываются окруженными Чужими с двух сторон. Хикс вырезает отверстие в стене и спасает Ньют и Рипли, но Горман снова впадает в ступор и блокирует выход, не давая Васкез спастись. В результате Васкез, достает две гранаты, вручает одну парализованному от страха Горману, после чего выдергивает чеку из другой и иронично “чокается” с лейтенантом за секунду до детонации.

Хикс, Рипли и Ньют достигают указанной точки, но Бишоп отказывается посадить челнок, ссылаясь на то, что риск заражения других населенных планет крайне высок. До взрыва реактора остается не так и много времени, и Рипли в отчаянии решает воспользоваться  шаттлом колонистов. С помощью ингредиентов из походной аптечки морпехов она делает противоядие к нейротоксину, которым Чужие парализуют людей. Дойдя до Улья, наше трио вкалывает антидот и ждут когда их схватят Чужие. Затем, когда их начинают помещать в коконы, Рипли и Ньют высвобождаются. Она пытается спасти и Хикса, но он останавливает ее, говоря что она не успеет и приказывает ей спасаться.


Королева Чужих. Один из первых скетчей Кэмерона и рисунок из сценария.

Рипли находит шаттл (в процессе этого ее преследует Королева) и улетает на нем за минуту до ядерного взрыва. На борту Сулако она встречает Бишопа, который пытается оправдаться, говоря, что он не мог противодействовать своей программе и что наверно Рипли была права насчет него. Далее, из челнока вылазит королева Чужих, разрывает Бишопа и следует финальная схватка на погрузчике. Наконец королева побеждена, Ньют называет Рипли мамой, а Бишоп замечает, что Рипли действительно необычный человек…


Битва двух матерей. Рисунок Джеймса Кэмерона.

Гайлеру и Хиллу понравился тритмент Кэмерона. Для большей убедительности они написали на его титульной странице свои имена, после чего отправились с полученным материалом на студию. Кэмерон первоначально не знал об этой уловке продюсеров, а когда узнал, то был крайне недоволен таким поступком. Но что поделать – успех продажи чего-то в Голливуде во многом зависит от имени, а в то время Кэмерон был еще никем. Через 10 лет сам же Кэмерон с успехом освоит эту тактику и воспользовавшись ею,  поместит свое имя на сценарии Человека-паука, чтобы заключить с Carolco сделку на производство фильма.

Студия весьма благосклонно отнеслась к тритменту Джеймса Кэмерона и его идее поменять жанр.  В результате, Кэмерон получил заказ написать уже полноценный сценарий. Но ситуация осложнялась тем что в это же самое время он уже работал над сценарием сиквела “Рэмбо” и вдобавок ему потребовалось переписать сценарий “Терминатора”.

Подготовка к съемкам “Терминатора” начиналась в феврале 1984 года, и у Кэмерона было грубо говоря 90 дней чтобы написать 360 страниц текста (из расчета трех фильмов стандартным хронометражем в два часа). Для решения этой задачи Кэмерон воспользовался математикой – поделил все свое время бодрствования в течение этих 90 дней  на 360,  и получил цифру того, сколько часов в день он можете себе позволить потратить на написание одной страницы, чтобы все успеть к назначенному сроку.

От тритмента к сценарию

Приступив к работе,  Кэмерон быстро стал вносить корректировки в  свой начальный сюжет. Во-первых, он пошел по стопам Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла и ввел в действие злодея-человека (в тритменте Берка не было). Тем самым он лучше раскрыл других персонажей и привнес в фильм социальный подтекст, ибо теперь все события в нем случались из-за глупости и жадности обычного корпоративного чиновника против, по сути, случайности в тритменте.  Во-вторых, он решил сделать Бишопа хорошим, чем сыграл против подсознательного ожидания публики продолжения темы плохих роботов. Говорят, что многие зрители до самого конца ждали от Бишопа какого-то подвоха, хотя в итоге этот персонаж получился куда человечнее, чем некоторые из людей.


Кстати, во время съемок Лэнс Хенриксен предложил Кэмерону использовать вот такие контактные линзы в сцене где Бишоп изучает лицехвата. Но Кэмерон уверил его, что у него и без линз получился весьма пугающий взгляд.

К несчастью для Кэмерона, все его выверенные математические расчеты поломал Сильвестр Сталонне, которые не одобрил многие его идеи для сиквела “Рэмбо” и потребовал переработать материал. В результате, Кэмерону проходилось снова и снова возвращаться к сценарию “Рэмбо”, что съедало время, оставленное им для “Alien II”. В итоге, к назначенному сроку Кэмерон успел написать только 90 страниц сценария.

Узнав об этом, Дэвид Гайлер сильно разозлился, и в ярости даже сказал Кэмерону, что тот больше никогда не будет работать в Голливуде. Но поскольку у них отсутствовали другие варианты, то продюсерам пришлось взять написанный Кэмероном материал, и все его рисунки и скетчи экипировки морпехов, королевы Чужих, поверхности Ахерона и отправиться с ними на студию, в надежде что она выделит им дополнительное время для завершения сценария.

Итоговый результат превзошел все ожидания – руководство студии так полюбило эти 90 страниц, что чиновники пошли на беспрецедентный шаг и заключили соглашение, по условиям которого Кэмерон мог спокойно снять “Терминатора”,  и уже после должен был дописать сценарий. Кроме того, ему было обещано, что если он продемонстрирует свой режиссерский талант  в “Терминаторе”, то получит право снять “Чужих”.

Конечно, если бы “Терминатор” провалился или был просто умеренно успешен, Кэмерон вряд ли в итоге получил пост режиссера. Но мы все знаем чем в итоге стал “Терминатор”, и потому, когда Кэмерон вернулся к работе над сценарием, то знал, что он же и будет снимать фильм.

В самый последний момент возникла еще одна проблема, которая могло погубить все – Сигурни Уивер запросила слишком большой гонорар. Студия же не хотела платить актрисе много денег, что поставило весь проект под угрозу.  Видя, что ситуация никак не сдвигается с мертвой точки, Кэмерон разработал хитрую схему: он позвонил агенту Арнольда Шварценеггера и, как бы “случайно” обмолвился что пишет альтернативный сценарий к “Чужим” без персонажа Рипли. Как и надеялся Кэмерон, агент немедленно перезвонил своему коллеге, представляющему интересы Уивер, который в свою очередь о связался с главой производственного отдела “20 Век Фокс”, Лоуренсом Гордоном. Обе стороны справедливо решили, что продолжение возможно только с участием Уивер, и без лишних проволочек подписали контракт.

Сценарий

В феврале 1985 года Кэмерон наконец закончил работу над первой версией сценария, имевшего уже привычный заголовок “Чужие” (Aliens). Она насчитывала 121 страницу и сюжетно очень напоминала ту картину, что все мы знаем.

Основные отличия от итогового фильма (я имею в виду 154 минутную режиссерскую версию)  заключались в следующем:

1) Присутствовала сцена в футуристической общей душевой на борту Сулако. Этот момент чем-то напоминает эпизоды из “Робокопа” и “Звездной пехоты“, где полицейские/солдаты будущего спокойно переодеваются и моются не взирая на то, что они разного пола..

2) В эпизоде инструктажа, Рипли называла лицехвата “фактически ходячим органом размножения”, на что Хадсон отпускал свою очередную шутку – “Похоже на тебя Хикс!”.

3) На Ахероне (так называлась LV-426 в сценарии) находилось около 30 атмосферных процессоров.

4) Бишоп не ложился в анабиоз на время полета.


Отсек для криокапсул. Дизайн Рона Кобба

5) В сценарии все еще присутствовали две разновидности Чужих – обычные, и парализовывавшие людей Чужие-альбиносы.

6)  В сцене бегства морпехов из улья, чужой прыгал на крышу БТР`а и Хикс убивал его, используя автоматическую пушку броневика.

7) Ньют предлагала Рипли удочерить её.

8) Когда Бишоп полз по туннелю, он сталкивался с чужим (эта сцена присутствовала и в съемочном сценарии, но так и не была снята).

9) Рипли, спасая Ньют, случайно находила Бёрка, из которого сделали кокон. Он просил Рипли убить его говоря, что чувствует личинку Чужого внутри. В ответ она давала ему гранату. Эта сцена была снята и ее включили в дополнительные материалы blu-ray издания.

10) Немного отличались диалоги: часть реплик была отдана другим персонажам, еще часть впоследствии сымпровизирована актерами по ходу съемок. Например, классические фразы Хадсона вроде “Мы на скоростном лифте в ад”, “Game over man, game over” или Хикса – “Это не значит что мы теперь обручены или что-то в подобном плане”, “Eat this!” не присутствовали в сценарии.

Несколько удаленных кусочков сцен можно найти на этой монтажной нарезке

И еще одна милая деталь – в сцене, где Бишоп говорил с Рипли на тему того, что он безопасен, он называл фирму-производителя Эша – Сайбердайн Системз.

 

В фильме название было изменено на Хайбердайн Системз.

После того, как Сигурни Уивер наконец присоединилась к проекту, то она стала бомбардировать Кэмерона  предложениями по поводу своего персонажа. Некоторые он включил в сценарий, но три ее основных требования к Рипли (не носить оружия, заняться любовью с чужим и умереть в финале) благоразумно проигнорировал.

Создание дизайнов

Что касается дизайнов, внешнего вида техники, экипировки и королевы Чужих,то тут процесс работы  отличался от первого фильма. Дело в том, что к моменту прихода Ридли Скотта в проект часть подготовительной работы уже была проделана – и в итоге режиссер решал, что он будет использовать, а что надо изменить. Тут же процесс выглядел следующим образом: Кэмерон как правило делал рисунок того что хотел бы увидеть на экране, после чего производственная команда пыталась воплотить его видение.

Вот так например Кэмерон описывал космический корабль Сулако в своем сценарии.

ЭКСТЕРЬЕР. ГЛУБОКИЙ КОСМОС – ТРИ НЕДЕЛИ СПУСТЯ

Пустое звездное поле.
В КАДРЕ появляются металлические пики.

За ними следует гора стали.
Массивный военный транспорт, СУЛАКО.
Уродливый, разбитый… функциональный.

 

На основе этого описания Сид Мид предложил следующий  дизайн Сулако.

Кэмерону не понравился этот вариант и он сделал вот такой рисунок корабля.

После доработок Мида, получился знакомый всем облик.

А вот так выглядел погрузчик в видении все того же Мида (не правда ли напоминает экзоскелеты из “Аватара“?)

Кэмерону этот дизайн показался слишком массивным, после чего он был переработан до каноничного варианта.

Первоначальный дизайн броневика от Рона Кобба. Предполагалось, что его колеса будут иметь возможность поворачиваться на 360 градусов.

Похожая с дизайном Сулако история возникла и при разработке облика спускаемого аппарата. Кэмерона не слишком устроили предложенные Сидом Мидом и Роном Коббом варианты.

В итоге, режиссер сам сделал модель аппарата взяв за основу облик вертолета “Апачи”.

Знаменитые смарт-ганы тоже делались на основании скетчей Кэмерона.

При создании королевы Чужих Кэмерон решил обойтись без услуг Ганса Руди Гигера. Во-первых, на тот момент швейцарец был занят работой над “Полтергейстом 2”, а во-вторых Кэмерон честно признался, что ему было бы намного интереснее лично заняться работой над королевой Чужих, чем поручать это другим людям. Вот как в его сценарии описывалась встреча Рипли с Королевой Чужих.

Массивный силуэт в тумане. КОРОЛЕВА ЧУЖИХ с негодованием смотрит поверх своих яиц, подобно огромному, блестящему, черному инсектицидному Будде.
Что может быть большее и злее Чужого?
Его мамочка.
Ее коронованная голова – невообразимый ужас. Шесть ее конечностей, четыре руки и две мощные ноги, сложены в гротескной манере над надутым животом. Заполненный яйцами, живот переходит в пульсирующий огромный трубообразный мешок, подвешенный присоединенной к трубам и решетке потолка похожей на сеть мембранной, как будто какой-то гигантский кишечник был небрежно брошен среди машин. 
Рипли осознает что всего мгновение назад она как раз пронырнула под частью всего этого. Внутри живота можно различить бесчисленные формы яиц, прокладывающих себе путь к пульсирующему  яйцекладу, откуда они появляются, сияя, и будут собраны ТРУТНЯМИ. Трутни – это крошечные суетящиеся альбиносоподобные версии воинов Чужих, которых мы уже видели.

Кэмерон присовокупил к этому описанию несколько рисунков, после чего легендарный Стэн Уинстон занялся переносом этого образа на экраны.

Что касается самого Г. Р. Гигера, то он первоначально обиделся на то, что его не позвали в проект. Но позже он все же похвалил Кэмерона за дизайн Королевы и признался, что через некоторое время сменил свое изначально скептическое отношение к фильму на более благоприятное.
После выхода фильма, Кэмерону даже пришлось написал письмо Гигеру в котором он объяснял, почему не пытался привлечь его для работы над фильмом.
Съемки и выход фильма на экраны

Съемки “Чужих” начались почти ровно через два года после написания тритмента (30 сентября 1985 года) и шли в достаточно тяжелой обстановке. На первой же неделе съемок были уволены оператор и исполнитель главной мужской роли (первоначально Хикса играл Джеймс Римар, но через три дня его заменили на проверенного Майкла Бина), потом такая же судьба постигла ассистента режиссера.

 


Джеймс Римар в роли Хикса

Еще одной проблемой стал произошедшей осенью 1985 года обвал доллара по отношению к фунту стерлингов: как и в случае с “Чужим,” съемки происходили в Англии, бюджет фильма уже был утвержден и студия не намеревалась платить больше.Не особо сложились отношения у Кэмерона с композитором Джеймсом Хорнером, который настаивал на том что ему нужно больше времени для написания саундтрека. Монтажеру фильма Рэю Лавджою тоже пришлось изрядно попотеть, чтобы сохранить свое место – Кэмерона совсем не впечатлял его начальный монтаж, и тому пришлось запереться на выходные в монтажной и перемонтировать финал фильма. Из-за этих и многих других проблем, финальная версия фильмы была готова всего за неделю (!) до премьеры – из-за этого студия даже не успела организовать тест-просмотры.

Также в последний момент Кэмерону пришлось пойти на компромисс – его версия фильма насчитывала 154 минуты, но по настоянию студии он вырезал из фильма 17 минут. Через некоторое время, полная версия фильма была выпущена на лазерных дисках, а затем и на более традиционных носителях

Впрочем, все эти сложности не помешали фильму большому успеху фильма как со стороны зрителей, так и критиков. Цифры сборов изрядно порадовали студию, Сигурни Уивер получила свою первую номинацию на Оскар – в общем, довольны были почти все, и в этот раз даже Роджер Эберт. Помимо того, что “Чужие” стали таким же этапным фильмом, что и первая часть, они также послужили классическим примером того, как надо снимать сиквелы к культовым лентам.

Итальянские мастера трэша тоже отдали “дань уважения”  сиквелу, скопипастив его лучшие моменты в фильме “Shocking dark”.

В международном прокате данное творение кстати вышло с брутальным названием “Terminator II“.
Что касается автора оригинального “Чужого” Дэна О`Бэннона, который не принимал никакого участия в работе над сиквелом, то  в своих интервью он  достаточно позитивно (учитывая его характер и то как он относился к любой работе посторонних лиц над своим материалом) высказался о фильме, заявив что поменяв жанры Кэмерон сделал наверно единственное, что вообще можно было сделать в данной ситуации.

Не последнюю роль в том, что съемочные проблемы никак не отразились на судьбе фильма сыграло то, что у него с самого начала был надежный фундамент в виде проработанного сценария. Кэмерон изначально знал что и как он планирует снять и последовательно развивал эту концепцию, не отклоняясь от нее ни на шаг. Если в других проектах сценарии часто переписываются по много раз, то тут самая первая версия уже была настолько близка к итоговому фильму, что создатели могли сосредоточить свое внимание на других аспектах фильма. И потому, все споры и разногласия на съемках касались того, как снимать, а не того что снимать.

Теперь, после целых двух крайне успешных и популярных фильмов, казалось что франшизу ждет долгое и весьма успешное будущее

Оставить комментарий