Выбрать страницу
Реклама

«„Чужой“ на сцене»: работники автобусной сети в британской глубинке ставят спектакль про ксеноморфа, а столичные документалистики снимают о них кино Это лучшая постановка, которую вы можете посмотреть в записи (мы не шутим).

На фестивале Beat Film Festival в Москве, а также на «Кинопоиске», показывают британский документальный фильм «„Чужой“ на сцене» — о работниках автобусного парка, которые поставили любительский спектакль по «Чужому» Ридли Скотта. По просьбе «Медузы» критик Антон Хитров рассказывает, почему низкобюджетный римейк голливудской классики — это на самом деле хороший театр.

У любительской труппы Paranoid Dramatics из британского графства Дорсет поначалу не было никаких особенных амбиций. Каждое Рождество работники автобусного парка разыгрывали нехитрое семейное представление, а все вырученные деньги отдавали на благотворительность. Но однажды штатный драматург Люк Хейвард захотел попробовать что-то новое — и предложил коллегам адаптировать знаменитый космохоррор Ридли Скотта.

Отец Люка, Дейв, стал режиссером; маме, Лидии, досталась главная роль лейтенанта Рипли; а дед, Реймонд, вызвался построить декорации. Костюм ксеноморфа собрал из подручных материалов их приятель Питер Лоуфорд, который нашел в интернете инструкцию для косплееров. О дорсетском «Чужом» случайно узнали Дэниелль Кумер и Люси Харви, документалистики из Лондона — и решили, во-первых, посвятить ему свой первый фильм, а во-вторых, организовать гастроли Paranoid Dramatics в столичном районе Вест-Энд, британском аналоге Бродвея. В Вест-Энде «Чужой» стал хитом.

Конечно, Куммер и Харви нарушили первое правило документального кино — правило невмешательства: без них сюжет картины был бы невозможен. Зато дебютантки блестяще решили задачу, над которой во время локдауна бился весь театральный мир: как документировать спектакли, чтобы не было мучительно скучно? В партере каждый зритель — участник общей игры. Когда вы сидите на диване с ноутбуком, вы всего лишь наблюдатель. Если вас нельзя вовлечь в игру по-настоящему, нужно, чтобы вы могли ассоциировать себя с кем-то из реальных участников. Возможно, с кем-нибудь из публики. А может, и с кем-то из артистов.

Британские документалистики выбрали второй вариант. В их картине спектакль начинается только тогда, когда нас уже перезнакомили со всей командой и вынудили за них болеть. Когда зал Театра на Лестер-Сквер встречает очередной бюджетный трюк одобриAlienтельным хохотом, мы ощущаем эту награду как собственную.

«Чужой» Paranoid Dramatics кому-то покажется только шуткой, но если как следует разобраться, это настоящий театр, причем отличный. Для начала, мастерство в театре, как и в современном искусстве, перестало быть безусловной ценностью. Ключевое слово — «безусловной»: виртуозная техника по-прежнему востребована, просто сегодня возможны проекты, которым она не нужна или даже мешает. Классик отечественного концептуализма Юрий Альберт в интервью «Артгиду» формулировал это так: «Для художника важно не умение рисовать само по себе, а понимание того, зачем ему нужно это умение».

Некоторые театральные проекты немыслимы без артиста-профессионала — вроде «Славы» Константина Богомолова, который в этой работе исследует власть актера над публикой. Другим необходим чужой на сцене — проще говоря, исполнитель-дилетант. Например, французский хореограф Жером Бель, последовательный разоблачитель балетных традиций, в спектакле «Gala» (посмотрите его трейлер) объединяет мастеров и любителей, доказывая, что для танца индивидуальность важнее подготовки. Да что там, есть целое направление — свидетельский театр, — где участники не притворяются другими людьми, а рассказывают о собственном опыте: актерские навыки там, понятное дело, несущественны, главное — человеческое содержание.

Вот и энтузиасты из Paranoid Dramatics интуитивно пришли к замыслу, который никак иначе было не воплотить. Успех команды в Вест-Энде — лучшее доказательство: любительские спектакли выходят каждый год, но выстрелил именно «Чужой».

Главным козырем дорсетской труппы, естественно, стало название: будь это «Гамлет» или «Дядя Ваня», никакие столичные документалистки на премьеру бы не поехали. Что вы помните из «Гамлета»? Наверняка «Быть или не быть». Вам интересно, как это прочтет актер-любитель? Едва ли. А с чем у вас ассоциируется космохоррор Ридли Скотта? Конечно, с визуальными находками. Причудливый жизненный цикл инопланетного чудовища с изобретательным дизайном каждой стадии так поразил публику, что создатель ксеноморфа, сюрреалист Ханс Руди Гигер, стал, пожалуй, самым знаменитым художником кино всех времен. Теперь представьте, что вам обещают показать то же самое в низкобюджетной театральной версии. Дерзко, правда?

Чтобы снять фантастический блокбастер, нужен доступ к очень большим деньгам. Создавать истории в духе «Чужого» — привилегия, доступная единицам. Когда знаковый сайфай-сюжет Голливуда осваивают работяги из транспортной компании, это не просто домашние радости — это веселый бунт против социальных иерархий. Требовать со сцены справедливого распределения власти — наверное, последнее, о чем думали в Paranoid Dramatics, но у них это получилось само собой.

Корни «Чужого» — зрелища, бесспорно, комедийного, наперекор серьезному первоисточнику — не в кинофантастике, а в народном прототеатре, где от участников не требовали никаких особых умений. По сути, перед нами реинкарнация средневекового карнавала, в основе которого — смех над сильным и смех над смертью. Только в роли сильных — не папы с королями, а богатые голливудские киноделы, и у смерти вместо косы — выдвижные челюсти.

Источник: https://meduza.io/feature/2021/06/14/chuzhoy-na-stsene-rabotniki-avtobusnoy-seti-v-
britanskoy-glubinke-stavyat-spektakl-pro-ksenomorfa-a-stolichnye-dokumentalistki-snimayut-
o-nih-kino