Выбрать страницу
Реклама

Для обычного потребителя со вселенной Чужих все ясно, с самим Чужим все понятно, про Корпорацию все понятно, про Инженеров (или они Жокеями раньше назывались) рассказывают сейчас. Вселенная одна. Фильмов всего шесть – четыре старых и два новых. Старые интересней, а новые зрелищней.
Все просто.

На самом же деле, все гораздо сложнее.

А если ты не обычный потребитель, а Чужефан – все очень сложно.
Фильмов всего … непонятно сколько, вселенных минимум три, самих Чужих уже столько видов что пора начинать путаться, корпораций минимум три (с учетом времени, конечно же), Инженеры это одно, Жокей совсем иное.

Давайте объясню.

По понятной причине, официальным каноном на данный момент являются все фильмы и две последние игры. Фанатские же взгляды крайне разнятся на тему того что же такое КАНОН Чужих. Давайте порассуждаем о том, что же все таки канонично, а что – нет.

КАНОН ЧУЖИХ – древняя терка всех Чужефанов. Споры не утихали никогда. В тексте ниже я выскажу свое видение данного вопроса, а заодно сформирую серьезный вопрос – Какой же из фильмов является основополжником вселенной Чужих?

Чужой

Некоторые Чужефаны относят первый фильм в отдельный канон практически не связывая его с последующими “поделками”. Фишка такого отделения проста – жизненный цикл существа из первого фильма радикально отличается от вех остальных. Сейчас нам придется окунутся в, уже поднадоевшие всем Чужефанам, подробности создания первого фильма, да и самого Чужого, но иначе вы не поймете.

Итак, образ Чужого был создан наркоманом и творческой личностью Г. Р. Гигером на основе его же работы под названием Necronom IV – голова существа имела явную фаллическую форму и гигантские глаза. Письку вместо головы, итогом, делать не стали. Впрочем секса, так сказать “половых чар”, в Чужом осталось итак предостаточно.

Necronom IV

Считается что именно в первом фильме концентрируется вся сексуальность франшизы – в последующих картинах этого старались максимально избежать. О’Бэнон (это, собственно, “папка” Чужого – он придумал само создание и писал сценарий к первой части) честно признавался что Лицехвата задумывал именно с мыслю о столь страшном для мужчины оральном изнасиловании. Гигер, в свою очередь, рисовал корабль Жокеев (да, там они еще Жокеи, точнее Жокей) с вульвами, совершенно не стесняясь. Впрочем, он вообще был не дурак вставлять в свои работы, как контекст соития, так и половые органы. Например, Лицехват явно имеет сходство с вагиной на внутренней своей стороне.

Так же, вспоминая первую часть, любят говорить и о символизме – часть экипажа Ностромо через вагиноподбный проем коробля Жокея попадает, практически, в материнскую утробу заполненую яйцами Чужих. Тут же, еще вспоминают о том с каким благоговением и трепетом к существу относится андройд Эш называя его идеальным и прекрасным созданием.

Есть там еще один момент, который многие для себя отмечали – смерть Ламберт. Чужой в сцене столь недвусмысленно изнасиловал Ламберт, войдя в её пах хвостом, и прорезав её тело вплоть до горла. Это даже потом подтверждали Ридли Скотт и Вероника Картрайт (исполняет роль Ламберт, собственно). И вроде как еще раз подтверждалось в DLC по первому фильму в игре Alien: Isolation, где игрок мог увидеть растерзанное тело Ламберт. Но это не точно.

Перед изнасилованием

Все последующие картины франшизы, типа, уходили дальше от сексуально-наркоманско-биомеханического дизайна гера Гигера, который, к слову, отправился покорять хорроры класса B после участия в первом Чужом («Особь», «Презерватив-убийца»). Были ли это происки Голливуда, которому Гигеровские творения были излишне кроваво-сексуальными или же дядька просто зарабатывал как мог – сие нам не ведомо.

Давайте уже к конкретике – образ Гигеровского Чужого был таким: рост в два с лишним метра (2,20м), существо имело прозрачную голову с отчётливо видным черепом. Если смотреть в анфас, то он напоминал стандартный человеческий череп.

Гигер с черепом и Чужой без прозрачного покрытия головы

Спецэффекты в далеком 1979 годы были не ахти, так что Ридли изворачивался как мог, дабы подольше не показывать Чужого целиком и в подробностях. Не было и никаких ксеноморфов – был просто Чужой. В основном прямоходящий, между прочим. Вообще поглазеть, так сказать, в деталях и красках поведение Чужого Ридли Скота можно в Alien: Isolation – очень он там соответствует, впрочем как и дух игры в целом. Поговаривают даже что он там топает.

Кадр со съемок

И самые главные отличия первого фильма от остальных, которых вполне хватает для того что бы выделить фильм в отдельную вселенную (чем и занимается Ридли Скотт сейчас).

Долой корону! Нет никаких Королев Чужих. Чужие ваще не жрут жертв – они на диете. Чужой это тупая, искусственно созданная, биомеханическая машина истребления способная единолично организовать улей где угодно (вспомните заполненный яйцами корабль Жокея). Всех своих жертв Чужой уволакивал в укромный уголок, где обделывал их своими выделениями, после чего начинался процесс некоего брожения итогом превращавший жертву (человека, например) в прекрасно знакомое нам яйцо с Лицехватом внутри!

Все это мы узнаем из режиссерской версии вышедшей в 2003 году на DVD в которую вошла ранее вырезанная сцена где Рипли, убегая с Ностромо, натыкается на гнездо Чужого и видит уже почти перебродившего Бретта и молящего о милосердном убийстве, капитана Далласа.

 

Была там еще одна не реализованная совсем идея – другой вариант концовки фильма, трагический. Чужой итогом таки откусывает голову Рипли и молвит человеческим голосом капитана Далласа: «Конец связи». Что показало бы что Чужой крайне быстро не только вырастает, но еще и обучается. Умненький, ска. Благо, продюсеры отвергли данный вариант, ибо не хэппи енд. Вообще историю создания фильма вы можете почитать здесь.

Ныне, можно долго разглагольствовать на тему того какие же вопросы нам оставил первый фильм – это глупо. Первый Чужой был просто качественным ужастиком, не имевший по сути своей никакой вселенной. Там все несколько пустовато – какая-то не очень хорошая Компания (а к такому привыкли уже тогда – киберпанк научил), просто какое-то существо убивающее кучку людей на каком-то космическом корабле, ну еще робот там ебанутый был. Все. Рано было еще рассуждать о чем-то глобальном, вот из-за чего меня особенно злят потуги Скотта выделить первого Чужого и его новые фильмы в отдельную вселенную – без последующих фильмов и вселенной бы никакой не было. Да в прочем и ладненько.

Чужие

Джеймс Кэмерон, как известно, начал работу над Чужими уже имея сценарий совсем для другой истории и внезапно образовавшиеся свободные 9 месяцев. Изначально его вообще пригласили для съемок совсем иного фильма (вот тут можете почитать всю эту историю) – то что он итогом взялся за Чужих случайность.

В сценарии Кэмерона морпехи сражались с полчищами монстров – отсюда и пошло изменение Чужого. Чужих стало много, их стало проще убить (хотя тут я бы поспорил, все же на Ностромо с ним боролись оружием сделанным из говна и палок). Чужие стали стайными и социальными. Передвигались теперь Чужие все больше на четырех лапах. Вариант с превращением жертв в яйца Кэмерон отверг. Тут опять же однозначно и не скажешь почему, лично мне кажется, что в концепт семьи, который пронизывает весь фильм, требовалась не одна Мать, а две – Так сказать, хорошая и плохая.

Сцены из фильма, где ксеноморфы атакуют сообща

А вот все внешние изменения Чужого во втором фильме – сугубо сокращения бюджета. Рост уже не был таким гигантским и актеров стало проще подбирать, хрупкую прозрачную голову заменили на ребристую и прочную, удлинили шею за ради удобства актеров.

Сравнение Чужого из первого и второго фильма

Таким образом появились Трутень, гладкоголовый Чужой из первого фильма, и Воин – порождение экономии Кэмерона. Именно Воин Кэммерона, между прочим, самый популярный вид – его чаще остальных рисуют фанаты, используют в комиксах, книгах и в целом в мерчендайзе.

Считается что из человека может появиться как Трутень, так и Воин, а вот причина по которой появиться тот или иной, так и осталась предметом споров Чужефанов.

В целом Кэмерон, как всегда, создал вселенную, как это он сделал с тем же Терминатором. Именно вторая часть толкнула Чужих в широкие массы, именно с ее выходом 20th Century Fox начал активно продавать лицензию – пошли настольные игры и прочий фан. Именно этот фильм стал самым кассовым из Квадрологии Чужих.

По моему мнению – лучшего по вселенной Чужих, так и не сняли.

Чужой 3

Это реально самая многострадальная часть. С каких бредней начинался первый вариант сценария и к чему в итоге пришли – очень долгая история. Почитать ее вы можете здесь

Если же кратко, то мое личное мнение – фильм худший из франшизы. Ну теперь уже не самый худший – после выхода Чужого Завет. Да, знаю, многие Чужефаны считают его если и не лучшим, то как минимум, отличным фильмом серии и будут кидаться в меня тапками, но ничего не могу с собой поделать. После второй части хотелось еще чего-то подобного, так что с выходом Чужого 3 на российские телеэкраны я был крайне разочарован.

Очень хотелось увидеть продолжение истории Ньют, Хикса и Рипли. А тут бац – выжила только Рипли. Чужой в очередной раз визуально изменился, на этот раз это было логично – он появлялся из животного. Так появился еще один вид – Бегун. Он тоже с гладкой и полупрозрачной головой, передвигается исключительно на четырех лапах и имеет ярко выраженный рыжеватый окрас.

Бегун Гигера и итоговой вариант

Но проблема в третьей части совсем не в новом дизайне и даже, черт побери, не в том что произошла резкая смена героев. Главная проблема и, ставший уже риторическим, вопрос: “Откуда взялось яйцо на Сулако?” При этом не просто яйцо, а яйцо с Королевским Лицехватом. Вот еще за что я не люблю эту часть, Королевский Лицехват, который откладывает в Рипли зародыш Королевы Чужих. Как и для многих, для меня Чужой 3 стал несколько удачней с выходом Assembly Cut, который вроде как должен был быть Режиссерской версией, но Дэвид Финчер, после того как ушел из продакшена еще до монтажа, не пожелал возвращаться и отказался.

Основные отличия от театральной версии: ксеноморфа в театральной версии не удалось закрыть в хранилище ядерных отходов, тогда как в режиссёрской версии его заперли ценой жизни многих заключенных, в театральной версии Чужой подвида «бегун» вылезал из собаки, но в режиссерской версии собаку заменили на быка, в заключительной сцене театральной версии матка вылезает из груди Рипли, а в режиссёрской — Рипли падает в лаву без лишнего пафоса.

Чужой: Воскрешение

Еще один неоднозначный фильм. Чужефаны, насколько мне известно, в основном его не любят, хотя мне кажется, что он вполне себе такой фильмец.

Клонирование Рипли мне показалось вполне логичным. Жалко, конечно, что Корпорация исчезла, ну да ладно.

Но вот Ньюборн, очередной вид Чужого, которого породила живородящая Королева Чужих, появившаяся от смешения ДНК Королевы и Рипли… Такое себе существо, короче.

Сценарист Джосс Уидон до сиих пор плюется при упоминании данной картины – вроде как его сценарий несказанно исказили да испоганили. Впрочем об этом детальнее можно почитать здесь